Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 199795-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона направлен на законодательное решение проблем, возникающих при реализации Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" (далее - Закон об обязательном государственном страховании).
В частности, на практике возникают споры о том, какой из страховщиков должен нести обязательства по выплате страховых сумм при наступлении страхового случая, связанного со смертью застрахованного лица или с установлением ему инвалидности, которые произошли в течение одного года после увольнения этого лица с военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - служба), отчисления с военных сборов или окончания военных сборов и явились следствием увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных этим лицом в период прохождения военной службы, службы, военных сборов. Страховщик, с которым был заключен договор обязательного государственного страхования в период прохождения застрахованным лицом военной службы, службы, военных сборов, или страховщик, предоставлявший страховую защиту по договору обязательного государственного страхования, в период действия которого происходит указанный страховой случай.
Пунктом 2 статьи 1 Закона об обязательном государственном страховании установлено, что при наступлении таких страховых случаев военнослужащие и приравненные к ним в обязательном государственном страховании лица считаются застрахованными в течение одного года после окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов., если смерть или инвалидность наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, имевших место в период прохождения военной службы, службы, военных сборов. Соответственно страховую сумму в случае смерти или установления лицу инвалидности в течение одного года после окончания службы выплачивает страховщик, которым было застраховано данное лицо в момент получения им увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, повлекших наступление данного страхового случая.
Однако однозначно определить, какие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания и в какой конкретный период времени привели к страховому случаю в большинстве случаев невозможно. В соответствии с требованиями пункта 41 главы VII Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123, военно-врачебная комиссия выносит заключения о причинной связи увечий, заболеваний с формулировками "военная травма", "заболевание получено в период прохождения военной службы" и прочими, что не позволяет однозначно определить причинную связь гибели либо установления инвалидности в течение одного года после окончания службы с определенным увечьем или заболеванием.
Статьей 4 Закона об обязательном государственном страховании установлено, что страховыми случаями по обязательному государственному страхованию, в частности, признаются смерть застрахованного лица и установление ему инвалидности до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов. Согласно пункту 2 статьи 957 Гражданского кодекса Российской Федерации страхование, обусловленное договором страхования, распространяется на страховые случаи, произошедшие после вступления договора страхования в силу, если в договоре не предусмотрен иной срок начала действия страхования. Соответственно по указанному страховому случаю может отвечать и страховщик по договору обязательного государственного страхования, действовавшему в момент смерти указанного застрахованного лица либо установления ему инвалидности.
В сложившейся ситуации подрывается принцип социальной защищенности военнослужащих, приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц, а в случае их смерти, - членов их семей, поскольку при возникновении конфликтных ситуаций между страховщиками страховые суммы выплачиваются лишь на основании судебного решения, на вынесение которого требуется определенное время.
Проект федерального закона однозначно устанавливает ответственность страховщика по всем страховым случаям, произошедшим в период действия заключенного им договора страхования. С этой целью вносится изменение в преамбулу Закона об обязательном государственном страховании с тем, чтобы отнести к "военнослужащим и приравненным к ним в обязательном государственном страховании лицам" граждан, уволенных с военной службы, службы, отчисленных с военных сборов, окончивших военные сборы до истечения одного года после увольнения с военной службы, службы, отчисления с военных сборов, окончания военных сборов. Обязательное государственное страхование осуществляется на основании договора, в котором прописываются все существенные условия страхования, права и обязанности сторон, поэтому для обеспечения гарантии заключения договоров обязательного государственного страхования в четком соответствии с Законом об обязательном государственном страховании законопроект предусматривает утверждение Правительством Российской Федерации типового договора обязательного государственного страхования. Для четкого определения ответственности страховщиков по договору обязательного государственного страхования законопроектом предусматриваются и иные изменения, в частности, в статьи 1, 4 и 6 Закона об обязательном государственном страховании.
Положение Закона об обязательном государственном страховании, касающееся согласования страхового тарифа с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку единой государственной финансовой и денежной политики, реализуется на практике лишь формально, поскольку в случае выявления необоснованного размера страхового тарифа цена контракта на обязательное государственное страхование не может быть изменена, а расторжение государственного контракта на обязательное государственное страхование в судебном порядке нецелесообразно, поскольку помимо социальных последствий, вызванных отсутствием страховой защиты на время судебного разбирательства и осуществления затяжной процедуры размещения нового заказа, подобное решение приведет и к существенным финансовым последствиям для соответствующих бюджетов, связанным с выплатой предусмотренных законодательством Российской Федерации страховых сумм до заключения нового контракта на обязательное государственное страхование.
Проект федерального закона предусматривает уточнение положений Закона об обязательном государственном страховании, касающихся расчета страхового тарифа, в частности, исключается обязанность согласования страхового тарифа с Минфином России, вводится ряд требований к расчету страхового тарифа, в том числе: использование единой методики расчета страхового тарифа, утвержденной Минфином России, использование в расчетах единой страховой суммы по договору страхования, которая устанавливается в размере 2000000 рублей на каждое застрахованное лицо, накопление страхователями и страховщиками статистических данных, необходимых для расчета страхового тарифа, и обмен данной информацией в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
Законопроект разработан на основе комплексного анализа положений законодательства Российской Федерации об обязательном государственном страховании с учетом обобщенной практики осуществления данного вида страхования и призван существенно повысить качество регулирования правоотношений в сфере обязательного государственного страхования.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы"
Принятие и реализация проекта федерального закона не потребует дополнительного финансирования за счет средств федерального бюджета.
Согласно действующей редакции Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" военнослужащие и приравненные к ним в обязательном государственном страховании лица застрахованы от всех страховых случаев, предусмотренных статьей 4 этого Закона, а в определенных этим Законом случаях считались застрахованными еще в течение 1 года после увольнения. Соответственно де-факто количество застрахованных лиц по договору обязательного государственного страхования превышало численность военнослужащих, служащих, подлежащих обязательному государственному страхованию.
Предусмотренное законопроектом расширение состава лиц, подлежащих обязательному государственному страхованию, вызвано необходимостью обеспечить соблюдение прав уволенных военнослужащих, служащих на получение страховых выплат, в случае смерти или инвалидности, наступивших в течение 1 года после увольнения вследствие увечий или заболеваний, полученных в период прохождения военной службы, службы. Законопроект предполагает разделение событий, предусмотренных статьей 4 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ, на случай наступления которых осуществляется страхование, между военнослужащими, служащими и уволенными военнослужащими, служащими. При этом фактически законопроект не предполагает каких-либо дополнительных прав на страховую выплату, соответственно, при неизменных страховых выплатах и страховых рисках предпосылки к увеличению страховых премий отсутствуют.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.