Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 194494-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части расширения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Принятие проекта Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части расширения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - законопроект) обусловлено необходимостью расширения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды.
На заседании Государственного Совета 26 декабря 2011 года Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым было указано на необходимость увеличения числа полномочий, делегированных с федерального уровня на региональный. Кроме того, на заседании было отмечено, что исполнение отдельных федеральных полномочий, в том числе, в сфере обеспечения экологического благополучия территории, на региональном уровне может быть более эффективным,
В настоящее время органы государственной власти не в полной мере обладают всеми необходимыми полномочиями в сфере охраны окружающей среды для качественного улучшения экологической обстановки на своих территориях.
В частности, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлены права по обращению в суд и предъявлению исков по вопросам, связанным с ограничением, приостановлением и (или) запрещением хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, а также с возмещением вреда окружающей среде.
При этом, статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает в качестве способа защиты гражданских прав присуждение к исполнению обязанности в натуре.
На практике указанный способ защиты нарушенных прав является весьма эффективным. В связи с этим, предлагается дополнить полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом по предъявлению исков об обязании произвести действия по устранению нарушений законодательства об охране окружающей среды.
Федеральным законом от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" установлено, что разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником выдаётся территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (абзац первый пункта 1 статьи 14).
В соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), утверждённом приказом Министерством природных ресурсов и экологии от 25 июля 2011 года N 650, указанная служба выдаёт разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.
Таким образом, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесена выдача разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.
При этом, согласно абзацу второму пункта 1 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду абзац второй пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ
Однако, как следует из пункта 3 статьи 12 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха", предельно допустимые выбросы устанавливаются исключительно территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Следовательно, пункт 1 статьи 14 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" не вполне согласуется с пунктом 3 статьи 12 указанного закона.
Таким образом, в целях более эффективного оказания услуги по выдаче разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, и устранения внутреннего несоответствия в Федеральном законе "Об охране атмосферного воздуха", предлагается дополнить полномочием органов государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению порядка разработки и утверждения предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух соответствующих стационарных источников, а также утверждению указанных предельно допустимых выбросов.
В соответствие со статьёй 20 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к требованиям по разработке нормативов в области охраны окружающей среды отнесено проведение экспертизы.
Статьёй 22 Федерального закона "Об охране окружающей среды" к указанным нормативам отнесены нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение, нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды и иные нормативы.
При этом, статья 20 Федерального закона "Об охране окружающей среды" не конкретизирует, какая экспертиза необходима при разработке указанных нормативов. Отсутствует подобное указание и в иных нормативных правовых актах.
Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии правового пробела в рассматриваемых правоотношениях.
Согласно статье 1 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", экологическая экспертиза проводится в целях предотвращения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
Статьёй 22 Федерального закона "Об охране окружающей среды" закреплено, что нормативы допустимого воздействия на окружающую среду также устанавливаются в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности.
Таким образом, в целях исключения правового пробела в действующем законодательстве предлагается непосредственно закрепить в качестве объекта региональной государственной экологической экспертизы проекты нормативов образования отходов и лимиты на их размещение, а также проекты нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Проведение государственной экологической экспертизы в отношении указанных нормативов имеет важное значение для предотвращения негативного воздействия от отходов производства и потребления, предотвращения негативного воздействия на водные объекты и атмосферный воздух - важнейшие компоненты природной среды.
Проект данного закона позволит создать нормативно-правовые основы для совершенствования деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере обеспечения экологического благополучия территорий, что в конечном итоге позволит принимать эффективные решения в целях повышения уровня жизни населения регионов.
Финансово-экономическое обоснование к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части расширения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Принятие проекта Федерального "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части расширения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части расширения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Принятие проекта Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части расширения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.