Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 212605-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об Общественной палате Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается изменить порядок формирования Общественной палаты Российской Федерации. Цель изменений - повышение качества представительства институтов гражданского общества в федеральной палате, демократизация процедуры ее формирования с использованием прямого волеизъявления граждан и расширения участия региональных общественных структур.
В настоящее время Общественная палата состоит из 126 членов, и ее формирование проходит в три этапа. На первом этапе Президент Российской Федерации своим указом утверждает 42 члена палаты. На втором этапе утвержденные указом главы государства члены палаты отбирают в состав Общественной палаты еще 42 человека на основании поданных заявлений от общероссийских общественных объединений. На последнем, третьем, этапе представители Президента страны и представители общероссийских объединений отбирают еще 42 члена палаты, делегированных от межрегиональных и региональных общественных объединений.
В законопроекте предполагается, что Общественная палата будет состоять из 166 членов. Новая модель формирования палаты предлагает параллельное формирование трех равнозначных групп: представителей региональных общественных палат, которые составят половину от общего числа членов (83 чел.); членов палаты, утвержденных указом Президента Российской Федерации (40 чел.); представителей общероссийских общественных объединений, прошедших в палату по итогам интернет-голосования (43 чел.).
Первая половина палаты, состоящая из 83 представителей субъектов Российской Федерации, должна избираться на заседаниях региональных общественных палат - соответственно по одному представителю от каждой региональной палаты в состав Общественной палаты.
В действующей системе формирования отсутствует равная гарантированная для всех субъектов Российской Федерации возможность иметь своих представителей в составе палаты. Сегодня сложилась ситуация, когда 10 субъектов Российской Федерации не были представлены ни в одном из 4-х созывов палаты, начиная с момента ее создания в 2006 году (5 регионов ЦФО: Ивановская область, Липецкая область, Орловская область, Смоленская область, Тамбовская область, 3 региона ПФО: Удмуртская Республика, Кировская область, Оренбургская область, и 2 региона СФО: Алтайский и Забайкальский края). Для обеспечения эффективного взаимодействия с региональными институтами гражданского общества и расширения участия региональных общественных структур в законопроекте предлагается ввести прямое равное представительство общественных палат субъектов Российской Федерации в Общественной палате. Таким образом, представительство региональной общественности в составе палаты возрастет практически в 2 раза (вместо 42 представителей - 83 члена Общественной палаты, делегированных непосредственно своими регионами).
Вторая половина также будет состоять из 83 человек. Из них 40 членов палаты будут утверждаться указом Президента Российской Федерации. Президент страны по результатам проведения консультаций с общественными объединениями, объединениями некоммерческих организаций, российскими академиями наук и творческими союзами будет определять 40 кандидатур, имеющих особые заслуги перед государством и обществом, и предлагать им войти в состав палаты.
Еще 43 члена Общественной палаты смогут избираться по итогам интернет-голосования. В рамках реализации этой процедуры на сайте Общественной палаты будет объявлен конкурс. Кандидаты в члены палаты будут выдвигаться от общероссийских общественных объединений и проходить процедуру рейтингового интернет-голосования. По результатам голосования рабочая группа палаты определит 43 кандидата (по одному от каждого объединения), набравших наибольшее число голосов (в порядке убывания голосов), которые и будут предлагаться для включения в состав палаты.
Плюсами предлагаемой модели формирования Общественной палаты также является открытость отбора представителей и возможность гражданского общества принять самое широкое участие в этом процессе. Демократичным нововведением станет и возможность прямого волеизъявления граждан при формировании палаты посредством системы рейтингового интернет-голосования за представителей общероссийских общественных объединений. Это даст возможность для объективного и разностороннего представления интересов различных общероссийских общественных объединений и институтов гражданского общества.
Представленные в законопроекте изменения позволят Общественной палате приобрести новых ярких лидеров общественного мнения, которые пользуются существенной поддержкой граждан Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об Общественной палате Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общественной палате Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об Общественной палате Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общественной палате Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.