Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества от 25 декабря 2012 г. N 3.1-05/2948
на проект федерального закона N 47538-6 "О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" принятого Государственной Думой 18 декабря 2012 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества, рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", отмечает следующее.
Проект федерального закона "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесен Президентом Российской Федерации, принят в первом чтении 27 апреля 2012 года.
В связи со значительным объемом законопроекта, а также большим количеством (более 2000) внесенных поправок в законопроект Государственной Думой принято решение о рассмотрении и принятии отдельных его положений в качестве самостоятельных законопроектов (Постановление ГД от 16 ноября 2012 года N 1150-6 ГД).
Так, данный Федеральный закон затрагивает только общие положения Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а именно, 1, 2, 3 главы, а также вопросы деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, содержащиеся в 4 главе.
В статье 1 Федерального закона предлагается закрепить принцип добросовестности при осуществлении гражданских прав и исполнении обязанностей. Законодательное закрепление данного принципа позволит не только установить важнейшие ориентиры поведения субъектов гражданского права, но и более широко применять меры гражданско-правовой защиты в случаях недобросовестных действий участников гражданского оборота.
Не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Вместе с тем полагаем, что термин "в обход закона" недостаточно конкретен и при его правоприменении может содержать коррупциогенный фактор.
Федеральным законом уточняется круг отношений, регулируемых гражданским законодательством. К их числу отнесены существующие корпоративные отношения - отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими.
В числе основных положений гражданского законодательства закреплены основополагающие правила, по которым должна осуществляться государственная регистрация прав на имущество, имеющая правоустанавливающее значение. Правила такой регистрации применяются независимо от того, что является объектом регистрируемого права - недвижимое имущество, результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации либо иной объект, для которого в будущем законом может быть введена правоустанавливающая регистрация.
В случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон, сделка, влекущая возникновение, изменение или прекращение прав на имущество, которые подлежат государственной регистрации, должна быть нотариально удостоверена.
Правило об обязательном нотариальном удостоверении сделок с имуществом, содержащееся в тексте внесенного законопроекта и вызвавшее множество споров, было исключено поправками при принятии его во втором чтении. В частности, поправки об исключении из текста законопроекта положений об обязательном нотариальном удостоверения сделок с имуществом были внесены в Государственную Думу членами Совета Федерации А.И. Александровым, К.Э. Добрыниным, М.М. Капурой (в период исполнения полномочий члена Совета Федерации), А.А. Клишасом А.Г. Лысковым, В.Е. Межевичем, М.Н. Пономаревым, А.Н. Савенковым, Б.И. Шпигелем и приняты на стадии его рассмотрения во втором чтении.
Однако необходимо отметить, что данное решение не является окончательным. Вышеуказанные правила вступят в силу после того, как будут созданы все необходимые условия для их полноценной реализации (например, принят федеральный закон о нотариате и нотариальной деятельности, определены экономически обоснованные тарифы на совершение нотариальных действий, установлено эффективное взаимодействие нотариусов и государственных регистраторов и др.).
В этой связи Федеральным законом на уполномоченный орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество, возложены полномочия по проверке правоспособности лица, обратившегося с заявлением о государственной регистрации права, законности оснований регистрации, иных предусмотренных законом обстоятельств.
Федеральный закон уточняет перечень способов защиты гражданских прав, дополняя его новым - признанием недействительным решения собраний, выделяя его как самостоятельный юридический факт.
Федеральный закон предусматривает возможность компенсации ущерба в случаях и в порядке, предусмотренных законом, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия.
Федеральным законом вносятся существенные изменения в статьи 29, 30, 33, 36, 37 ГК РФ. В частности, членами Совета Федерации В.И. Матвиенко, С.Ю. Орловой, З.Ф. Драгункиной, В.В. Сударенковым внесены поправки, которыми вводился институт ограничения дееспособности для лиц, страдающих психическими расстройствами, которые могут понимать значение своих действий или руководить ими при помощи других лиц, а также вводился институт попечительства.
Принятие данных поправок чрезвычайно важно для вышеуказанных лиц. В отличие от недееспособных, ограниченно дееспособные лица могут совершать мелкие бытовые сделки, самостоятельно отвечать по совершенным сделкам и за причиненный вред, ограничение дееспособности не препятствует вступлению в брак. Таким образом, указанные поправки способствует максимальной интеграции этой категории граждан в социальное общество.
Исходя из предложенных поправок при развитии способности гражданина, который был признан недееспособным, понимать значение своих действий или руководить ими лишь при помощи других лиц суд признает такого гражданина ограниченно дееспособным. При восстановлении способности гражданина, который был признан недееспособным, понимать значение своих действий или руководить ими суд признает его дееспособным. На основании решения суда отменяется установленная над гражданином опека и в случае признания гражданина ограниченно дееспособным устанавливается попечительство.
Гражданин, ограниченный судом в дееспособности по указанным выше основаниям, может распоряжаться выплачиваемыми на него алиментами, социальной пенсией, возмещением вреда здоровью и в связи со смертью кормильца и иными предоставляемыми на его содержание выплатами с письменного согласия попечителя. Своим заработком, стипендией он вправе распоряжаться самостоятельно.
Вместе с тем, согласно абзацу второму нового пункта 3 статьи 30 ГК РФ если психическое состояние гражданина, который вследствие психического расстройства был ограничен в дееспособности, изменилось, суд признает его недееспособным или отменяет ограничение его дееспособности. К сожалению, первоначальная редакция поправки к данному пункту предполагала дифференцированный подход к установлению статуса ограничения дееспособности и предлагала определить степень ограничения дееспособности в зависимости от изменения психического состояния гражданина, а не признавать такого гражданина недееспособным после изменения его психического состояния.
Между тем следует отметить, что данные поправки реализуют правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2012 года N 15-П по делу о проверке конституционности пунктов 1 и 2 статьи 29, пункта 2 статьи 31 и статьи 32 ГК РФ в связи с жалобой граждански Деловой И.Б., в котором федеральному законодателю в срок до 1 января 2013 года предписано внести изменения в действующий механизм защиты прав граждан, страдающих психическими расстройствами, которые позволяли бы суду учитывать степень нарушения способности таких граждан понимать значение своих действий и руководить ими.
Согласно изменениям, вносимым в статью 36 ГК РФ, опекуны и попечители обязаны заботиться о развитии (восстановлении) способности гражданина, дееспособность которого ограничена вследствие психического расстройства, или гражданина, признанного недееспособным, понимать значение своих действий или руководить ими.
Вместе с тем, если основания, в силу которых гражданин, который вследствие психического расстройства может понимать значение своих действий или руководить ими при помощи других лиц, был ограничен в дееспособности, изменились, попечитель обязан обратиться в суд с заявлением об отмене ограничения дееспособности подопечного или о признании его недееспособным.
Изменения, вносимые в статью 37 ГК РФ, определяет объем полномочий опекунов и попечителей по распоряжению доходами подопечных.
Федеральным законом параграф 2 главы 4 раздела 1 ГК РФ дополняется подпараграфом 3.1 "Крестьянское (фермерское) хозяйство" (статья 86.1 ГК РФ), а статья 23 ГК РФ дополняется новым пунктом 5, согласно которым граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, вправе создать юридическое лицо - крестьянское (фермерское) хозяйство. Таким образом, гражданам занимающиеся предпринимательской деятельностью в области сельского хозяйства, предлагается самостоятельно определять, иметь им статус юридического лица или заниматься сельскохозяйственной деятельностью без образования юридического лица.
При этом особенности правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, определяются законом.
Статьей 2 Федерального закона установлены переходные положения, а также сроки его вступления в силу - с 1 марта 2013 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки. Так, пункт 14, подпункты "б" и "в" пункта 15, подпункт "б" пункта 16, пункт 17, подпункт "в" пункта 18 статьи 1 Федерального закона вступают в силу по истечении двух лет после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Данные нормы регулируют вопросы дееспособности лиц, страдающих психическими расстройствами, а также опеки и попечительства.
Подпункт "а" пункта 18 статьи 1 Федерального закона вступает в силу со дня вступления в силу федерального закона, вносящего изменения в ГК РФ в части введения правил о номинальном счете.
По заключению Правового управления Аппарата Совета Федерации рассматриваемый Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по экономической политике; Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера; Комитет по аграрно-продовольственной политике и природопользованию; Комитет Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике предлагают одобрить данный Федеральный закон.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.