Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 217902-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части пресечения незаконной деятельности в области археологии
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона направлен на совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей вопросы сохранения археологического наследия.
В настоящее время факты незаконных раскопок на объектах археологического наследия, незаконного оборота археологических предметов и коллекций зафиксированы на всей территории России, однако судебные решения, устанавливающие уголовную и административную ответственность за данные правонарушения, единичны.
Справочно: в 2011 году за уничтожение и повреждение объекта культурного наследия (статья 243 Уголовного кодекса Российской Федерации) осуждено два гражданина, за ведение археологических разведок или раскопок без разрешения (статья 7.15 Кодекса об административной ответственности Российской Федерации) привлечено 27 правонарушителей.
Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" не содержит норм, направленных на предотвращение незаконной добычи и незаконного оборота культурных ценностей, представляющих значение с точки зрения археологии.
Кроме того, ратификация Российской Федерацией Европейской конвенции об охране археологического наследия (Федеральный закон от 27.06.2011 г. N 163-ФЗ) требует приведения действующего законодательства в соответствие с ее нормами.
Законопроект предусматривает внесение соответствующих изменений в Закон Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей", Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, и Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Законопроектом уточняется понятие "археологического предмета", которое позволит определить его принадлежность к системе культурных ценностей и будет способствовать созданию механизма правового регулирования оборота и охраны указанных предметов.
Предусмотренные законопроектом изменения Уголовного кодекса Российской Федерации выделяют объекты археологического наследия, особо ценные объекты культурного наследия (памятники истории и культуры), а также историко-культурные заповедники в качестве самостоятельных объектов уголовно-правовой охраны и увеличивают пределы санкций за их уничтожение или повреждение до шести лет лишения свободы. Уголовная ответственность устанавливается также за повреждение культурного слоя вследствие проведения археологических работ с нарушением установленного порядка и уклонение от передачи обнаруженных археологических предметов государству.
Законопроектом предусмотрено ужесточение наказания за административные правонарушения в сфере археологии для граждан, должностных и юридических лиц, в частности, повышение пределов санкций в виде штрафов за невыполнение требований к сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации или выявленного объекта культурного наследия, к содержанию и использованию указанных объектов культурного наследия.
Предлагается установить административную ответственность за ведение археологических раскопок без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом), с использованием металлоискателей и других специальных технических средств поиска или землеройных машин.
Указанная мера позволяет ввести административную ответственность за незаконное использование металлоискателей и при этом разграничить основания для привлечения к уголовной ответственности (часть 2 статьи 243.1 Уголовного кодекса Российской Федерации) и административной ответственности (часть 2 статьи 7.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации).
Справочно: за незаконные археологические раскопки с использованием металлоискателей предлагается установить административную ответственность. Основанием для привлечения к уголовной ответственности является факт повреждения или уничтожения культурного слоя.
Также административную ответственность предлагается установить за незаконный оборот археологических предметов.
Законопроектом предлагается ввести в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" норму, регулирующую порядок проведения работ по выявлению, изучению и сохранению объектов археологического наследия. При этом устанавливается, что документом, подтверждающим право на проведение археологических полевых работ, является разрешение (открытый лист), выдаваемый физическим лицам федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании заключения Российской академии наук. Порядок выдачи открытых листов, приостановления и прекращения их действия устанавливается Правительством Российской Федерации .
При этом необходимым условием является принятие на хранение в архивный фонд РАН научных отчетов о выполненных заявителем археологических полевых работах.
Справочно: данная процедура оптимизирует сочетание функций научного контроля со стороны РАН и административных функций федеральных органов исполнительной власти в части контроля за сохранностью и использованием объектов археологического наследия.
Согласно законопроекту разрешение (открытый лист) выдается только физическим лицам, что соответствует мировой практике организации деятельности по ведению археологических раскопок. Вместе с тем законопроект не ограничивает форму собственности юридических лиц, работник которых вправе получить данный документ.
Также законопроектом вводятся понятия "археологические разведки", "археологические раскопки", "археологические наблюдения", дается определение спасательных археологических полевых работ как особого вида работ по сохранению объектов культурного наследия, которые направлены на превращение объекта археологического наследия в источник научных знаний.
Принятие законопроекта будет способствовать комплексному сохранению археологического наследия России, предотвращению незаконного оборота археологических предметов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пересечения незаконной деятельности в области археологии"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пересечения незаконной деятельности в области археологии" не потребует внесение изменений в нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, признание их утратившими силу, а также не потребует признания утратившим силу федеральных органов исполнительной власти.
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пересечения незаконной деятельности в области археологии" потребует разработки порядка передачи изъятых культурных ценностей, обнаруженных в результате археологических полевых работ, на постоянное хранение в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.