Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии
на проект федерального закона N 56073-6 "О внесении изменений в статьи 25 и 33.3 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (в части расширения круга лиц, осуществляющих рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также в части изменения порядка заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка при осуществлении данного вида рыболовства), внесенный Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел проект федерального закона N 56073-6 "О внесении изменений в статьи 25 и 33.3 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", внесенный Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), и отмечает следующее.
По мнению авторов законопроекта, предлагаемые законопроектом изменения позволят:
лицам, которые не относятся к малочисленным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых рыболовство является основой существования, осуществлять рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;
малочисленным народам и лицам, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых рыболовство является основой существования, реализовывать полученные водные биоресурсы по своему усмотрению;
обеспечить малочисленным народам и их общинам, а также лицам, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых рыболовство является основой существования, доступ к рыбопромысловым участкам без проведения конкурсов на право заключения договоров о предоставлении рыбопромысловых участков.
Необходимо учитывать, что в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" положения Закона могут распространяться на лиц, которые не только постоянно проживают в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - КМНС), но и ведут такие же, как эти народы, традиционное природопользование и традиционный образ жизни, в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 13 Федерального закона "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" лица, не относящиеся к малочисленным народам, пользуются природными ресурсами для личных нужд, если это не нарушает правовой режим территорий традиционного природопользования, в случае если они постоянно проживают на территориях традиционного природопользования.
Статья 25 Федерального закона о рыболовстве предусматривает осуществление рыболовства общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. В соответствии со статьей 8 Федерального закона "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" по решению общего собрания (схода) членов общины в ее члены могут приниматься лица, не относящиеся к КМНС, но осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами этих народов.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем постановлении от 23 ноября 2010 г. N 27 "О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил добычи (вылова водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного, прибрежного и других видов рыболовства" разъяснил, что к субъектам традиционного рыболовства не могут быть отнесены лица, которые не восприняли язык, национальную культуру, традиционные образ жизни и хозяйственную деятельность
Кроме того, Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - ФЗ "О рыболовстве") и изданные в его развитие постановления Правительства Российской Федерации и приказы Росрыболовства предоставляют различные преференции КМНС в осуществлении рыболовства в рамках ведения традиционного образа жизни.
Так, при распределении квот добычи (вылова) водных биоресурсов по видам использования одними из первых устанавливаются объемы для обеспечения рыболовства КМНС. ФЗ "О рыболовстве" установлена возможность осуществлять рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности как на рыбопромысловых участках (РПУ), специально определенных для этих целей, так и без предоставления РПУ. При этом в последнем случае КМНС осуществляют рыболовство без разрешений.
Правилами рыболовства для КМНС установлены менее строгие ограничения по способам добычи и орудиям лова. Кроме того, представители КМНС освобождены от уплаты сбора за пользование объектами водных биоресурсов.
Таким образом, КМНС предоставлены большие льготы в сфере осуществления рыболовства, дающие им большие преимущества по сравнению с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими промышленное рыболовство.
По мнению Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации, именно по этой причине в последнее время под видом традиционного рыболовства все чаще стал практиковаться промышленный лов, осуществляемый зачастую совсем не представителями малочисленных народов.
Наиболее ярким примером является Камчатский край, где, по информации Росрыболовства, на 2010 год для целей обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности КМНС подано заявок на более чем 200 тыс. тонн водных биоресурсов, из которых 73 тыс. тонн составляют тихоокеанские лососи.
В начале 90-х годов число родовых общин малочисленных народов в Камчатском крае было не более 10. С 2004 года после принятия ФЗ "О рыболовстве", закрепившего приоритетный доступ КМНС к пользованию водными биоресурсами, число родовых общин стало быстро расти, что сопровождалось также увеличением количества выделяемых им квот на вылов и количества РПУ для организации традиционного рыболовства. По данным Министерства рыбного хозяйства Камчатского края, число общин за период с 2006 по 2010 годы выросло в десятки раз и в сентябре 2010 года составляло 334.
В то же время необходимо отметить, что в настоящее время права представителей других народов и этнических общностей, для которых рыболовство является основой существования, реализуются в рамках любительского, прибрежного и других видов рыболовства.
Комитет согласен с необходимостью дальнейшего совершенствования правового регулирования рассматриваемых вопросов. Однако, предлагаемое рассматриваемым законопроектом приравнивание соответствующих лиц к представителям КМНС не только не устраняет существующих пробелов правового регулирования, но прогнозируемо будет способствовать росту числа злоупотреблений в данной сфере.
В отношении предлагаемого рассматриваемым законопроектом положения, касающегося предоставления возможности реализации водных биоресурсов, полученных при осуществлении традиционного рыболовства КМНС, необходимо отметить, что вопросы реализации добытых (выловленных) водных биологических ресурсов выходят за предмет регулирования законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов.
Пункт 2 статьи 1 проекта федерального закона также содержит положение, касающееся возможности лиц из числа коренных малочисленных народов, а также лиц, не относящихся к указанным народам, но постоянно проживающих в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, заключать договоры о предоставлении рыбопромысловых участков без проведения конкурса, что можно расценить как коррупциогенный фактор.
Следует отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 33.3 ФЗ "О рыболовстве" субъектами гражданско-правовых отношений в части заключения договоров о предоставлении рыбопромысловых участков являются только юридические лица или индивидуальные предприниматели.
Вместе с тем, не все лица, не относящиеся к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающие в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых рыболовство является основой существования, обладают статусом индивидуального предпринимателя.
Кроме того, следует учитывать, что в настоящее время в Аппарате Правительства Российской Федерации проходит согласование подготовленный Минрегионом России проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в части регулирования отношений в области традиционного рыболовства.
Целью данного законопроекта является устранение правовых пробелов в правовом регулировании организации и осуществления традиционного рыболовства для поддержания традиционного образа жизни лиц из числа коренных малочисленных народов в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, реализации их права на осуществление видов традиционной хозяйственной деятельности, в том числе традиционное рыболовство, исключение необоснованной передачи права приоритетного доступа к водным биоресурсам, отнесенным к объектам рыболовства, лицам, не относящимся к коренным малочисленным народам.
Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации считает, что законопроект не может быть поддержан.
На основании изложенного, Комитет не поддерживает принятие проекта федерального закона N 56073-6 "О внесении изменений в статьи 25 и 33.3 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и рекомендует Государственной Думе отклонить его в первом чтении.
Председатель комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.