Заключение Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока
на проект федерального закона N 56073-6 "О внесении изменений в статьи 25 и 33.3 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (в части расширения круга лиц, осуществляющих рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также в части изменения порядка заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка при осуществлении данного вида рыболовства), внесённый Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока (назначен соисполнителем решением Совета Государственной Думы от 14 мая 2012 года, протокол N 25) рассмотрел проект федерального закона N 56073-6 "О внесении изменений в статьи 25 и 33.3 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (в части расширения круга лиц, осуществляющих рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также в части изменения порядка заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка при осуществлении данного вида рыболовства), внесённый Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
Целью представленного законопроекта является совершенствование действующего законодательства в части осуществления лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, такого вида рыболовства, как рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
В частности законопроектом предлагается предусмотреть возможность использования продукции рыболовства не только для личного потребления, но и для её реализации лицами, относящимися как к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, так и лицам, к ним не относящимся, но постоянно проживающими в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов.
Также авторами законопроекта предлагается дополнить статью 33.3 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон) частью 5.1, в которой устанавливается, что "договоры о предоставлении рыбопромысловых участков заключаются с лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, их общинами и лицами, не относящимися к малочисленным народам, но постоянно проживающим в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, и для которых рыболовство является основой существования, без проведения конкурсов на право заключения договоров о предоставлении рыбопромысловых участков". Полномочия по установлению порядка заключения таких договоров предлагается передать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Комитет отмечает, что пунктом 6 части 1 статьи 2 Закона определено, что одним из основных принципов законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов является "учет интересов населения, для которого рыболовство является основой существования, в том числе коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, согласно которому им должен быть обеспечен доступ к водным биоресурсам для обеспечения жизнедеятельности населения".
В соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" положения указанного федерального закона могут распространяться на лиц, не относящихся к малочисленным народам, но постоянно проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Кроме того, статьёй 13 Федерального закона от 7 мая 2001 года N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" установлено, что "лица, не относящиеся к малочисленным народам, но постоянно проживающие на территориях традиционного природопользования, пользуются природными ресурсами для личных нужд, если это не нарушает правовой режим территорий традиционного природопользования".
Комитет отмечает, что вносимые законопроектом изменения обеспечат доступ к водным биологическим ресурсам населению, не относящемуся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, но постоянно проживающему в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности этих народов, и для которых рыболовство является основой существования.
Вместе с тем следует обратить внимание, что пунктом 1 статьи 16 "Виды рыболовства" Закона устанавливается закрытый перечень видов рыболовства для граждан и юридических лиц.
При этом рассматриваемый законопроект необходимых изменений, в части расширения категории указанных лиц, в данную норму не предусматривает.
Также следует обратить внимание, что в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации не подлежит налогообложению продукция рыболовства, предназначенная только для удовлетворения личных нужд вышеуказанных лиц.
Кроме того, статьёй 221 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что "в случаях, когда в соответствии с законом, общим разрешением, данным собственником, или в соответствии с местным обычаем на определенной территории допускается сбор ягод, добыча (вылов) рыбы и других водных биологических ресурсов, сбор или добыча других общедоступных вещей и животных, право собственности на соответствующие вещи приобретает лицо, осуществившее их сбор или добычу".
Следует иметь в виду, что обязанность по уплате сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов не возникает при добыче (вылове) водных биоресурсов общинами коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Российской Федерации для удовлетворения личных нужд в пределах установленных лимитов (квот) вне зависимости от факта предоставления в пользование рыбопромыслового участка.
При этом действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает ограничения применения указанных норм в зависимости от организационно-правовой формы пользователя, а также способа осуществления рыболовства.
В этой связи предлагаемые законопроектом изменения в части предоставления как лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и их общинам, так и лицам, не относящимся к малочисленным народам, но постоянно проживающим в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, и для которых рыболовство является основой существования, права реализации продукции рыболовства требуют дополнительного обсуждения.
Вопрос заключения договоров о предоставлении рыбопромысловых участков, по мнению Комитета, в настоящее время в достаточной степени урегулирован утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2008 г. N 986 Правилами организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
С учётом вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока поддерживает инициативу Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в части расширения круга лиц, осуществляющих рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, но отмечает, что в представленной редакции законопроект заслуживает дополнительного обсуждения до его рассмотрения Государственной Думой в первом чтении.
Настоящее заключение утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока 7 июня 2012 года.
Председатель комитета |
Н.М. Харитонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.