Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 222564-6 "О внесении изменений в статьи 7 и 11 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства"
Досье на проект федерального закона
Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" является базовым законодательным актом, устанавливающим правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере сельского хозяйства, обеспечения населения продовольственными товарами, развития сельских территорий.
Целью принятия законопроекта является: обеспечение технической и технологической модернизации, инновационного развития агропромышленного комплекса (далее - АПК), повышение эффективности использования средств, выделяемых из бюджета на развитие сельского хозяйства, сокращение расходов сельскохозяйственных товаропроизводителей на обслуживание кредитов.
Ключевым инструментом государственной поддержки сельскохозяйственного товаропроизводителя является субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.
На эти цели направляется более 65 процентов от общего объема средств, выделяемых из федерального бюджета на поддержку АПК, а в 2013 - 2014 гг. - эта доля возрастет до 77 процентов. При этом за счет средств федерального и региональных бюджетов компенсируется 70 - 80% кредитной ставки.
Высокая ссудная задолженность АПК (кредиторская задолженность в 2012 году по оценке экспертов составила 1,9 триллиона рублей или 151% к выручке, из которых более 1 трлн. рублей - это инвестиционные кредиты, в т.ч. просроченной около 30 млрд. рублей) и отсутствие ликвидных залоговых активов привело к тому, что субсидируемые кредиты сегодня имеют возможность получить не более 30% сельскохозяйственных организаций.
Вместе с тем по оценке Счетной палаты Российской Федерации компенсация кредитной ставки в течение всего срока использования кредита, в том числе в период их отсрочки и просрочки, приводит к нерациональному использованию бюджетных средств, а результаты финансового контроля свидетельствуют о том, что предусмотренные Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы механизмы кредитования не позволяют расширить доступ сельскохозяйственным товаропроизводителям к эффективным инвестиционным кредитным ресурсам. Исходя из вышеизложенного, необходимо внести определенные корректировки в условия финансовой поддержки АПК.
В этих целях предлагается, начиная с 2013 года ввести порядок представления из федерального бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям (включая производственные кооперативы) субсидии в размере до 35 процентов стоимости приобретаемой новой современной сельскохозяйственной техники и оборудования. Перечень сельскохозяйственной техники и оборудования, условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Средства федерального бюджета на эти цели должны предусматриваться в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, начиная с 2013 года.
Законопроектом также предлагается предоставить возможность сельскохозяйственным товаропроизводителям при оформлении в российских кредитных организациях, сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах кредитных договоров, с согласия кредитной организации, сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива, передать данной кредитной организации, сельскохозяйственному потребительскому кредитному кооперативу право на получение возмещения части затрат на уплату процентов на весь срок использования кредитов (займов), полученных в российских кредитных организациях, сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах.
Законопроект направлен на повышение эффективности использования средств, выделяемых из бюджета на развитие сельского хозяйства, сокращение расходов сельхозтоваропроизводителя на обслуживание кредитов и повышение их финансовой устойчивости.
Сельхозтоваропроизводитель получит возможность уплачивать только основной долг и часть процентов по кредитам, что позволит им в лучшем случае не отвлекать оборотные средства, так необходимые для эффективной работы предприятия, а в худшем случае не привлекать дополнительные краткосрочные кредиты для устранения кассового разрыва. По оценкам экспертов, на данные операции в календарный год сельхозтоваропроиводители вынуждены привлекать дополнительно около 15 млрд. рублей.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 7 и 11 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 7 и 11 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета, так как данной нормой вводятся дополнительные направления поддержки агропромышленного комплекса.
Средства необходимые для реализации данной нормы будут предусматриваться в бюджете в рамках общих ассигновании на поддержку агропромышленного комплекса.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 7 и 11 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства"
Принятие Федерального закона Федерального закона "О внесении изменений в статьи 7 и 11 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.