Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера от 9 октября 2012 г. N 3.2-05/1208
на проект федерального закона N 59320-6 "О внесении изменений в статью 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статью 23 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", принятому Государственной Думой 28 сентября 2012 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в статью 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статью 23 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 28 сентября 2012 года, и отмечает следующее.
Данный Федеральный закон направлен на реализацию Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июля 2011 года N 15-П, которым часть 3 статьи 23 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" признана не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в которой её нормы не исключают возможность применения пропорциональной избирательной системы (в том числе как элемента смешанной избирательной системы) на выборах в представительные органы сельских поселений с малочисленным населением и малым числом депутатов, чем создается риск искажения волеизъявления избирателей, отступления от принципа свободных и справедливых выборов и нарушения равенства избирательных прав граждан.
В настоящее время в избирательном законодательстве и законодательстве о местном самоуправлении действует требование (установленное Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 38-ФЗ) о том, чтобы не менее половины депутатских мандатов в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального района, городского округа с численностью 20 и более депутатов распределялись между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. При этом законодательство допускает возможность применения пропорциональной избирательной системы на выборах в представительные органы сельских поселений с малочисленным населением и малым числом депутатов (так как никаких ограничений её применения не установлено).
Для устранения этого недостатка рассматриваемым Федеральным законом устанавливается императивная норма, согласно которой выборы депутатов представительных органов поселений (за исключением городских округов) с численностью населения менее 3 000 человек, а также представительных органов поселений (включая представительные органы городских округов) с численностью менее 15 депутатов проводятся по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам. Это позволит обеспечить в муниципальных образованиях с малочисленным населением более точное соответствие распределения депутатских мандатов по итогам муниципальных выборов реальным предпочтениям избирателей с учётом участия в выборах кандидатов, не связанных с политическими партиями. Кроме того, указанная правовая норма будет способствовать предотвращению искажений волеизъявления избирателей при распределении депутатских мандатов, возможных при применении пропорциональной системы на выборах представительных органов с малым числом депутатов (менее 15).
Федеральным законом также устанавливается требование о том, что при проведении выборов в муниципальных образованиях всех видов с использованием пропорциональной избирательной системы по итогам выборов между списками кандидатов должно распределяться не менее 10 депутатских мандатов.
Принятие Федерального закона будет способствовать повышению гарантий избирательных прав граждан, повышению представительности и легитимности представительных органов муниципальных образований с малочисленным населением и малым числом депутатов.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации, поскольку не содержит вопросов, перечисленных в статье 106 Конституции Российской Федерации.
На основании изложенного, Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в статью 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статью 23 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Председатель Комитета |
С.М. Киричук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.