Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 59542-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе наукограда Российской Федерации" и Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" (в части уточнения критериев присвоения муниципальному образованию статуса наукограда и сохранения такого статуса), внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрел проект федерального закона N 59542-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе наукограда Российской Федерации" и Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в нормы Федеральных законов от 07.04.1999 г. N 70-ФЗ "О статусе наукограда Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 70-ФЗ) и от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", предусматривающие уточнение критериев присвоения муниципальному образованию статуса наукограда и сохранения такого статуса, изменение порядка его государственной поддержки, а также предоставление органам местного самоуправления наукограда прав по осуществлению мер поддержки научно-технической и инновационной деятельности на территории наукограда.
Законопроектом устанавливаются более конкретные критерии присвоения статуса наукограда, включая уточнение характеристик научно-производственного комплекса муниципального образования, претендующего на присвоение статуса наукограда и отражающие реальный уровень научно-технического и инновационного потенциала и перспективы для дальнейшего инновационного развития. Данные критерии основываются на данных государственного статистического учета, что позволит применять новые критерии без внесения изменений в формы статистической отчетности и сделать процедуру принятия решения о присвоении статуса наукограда более прозрачной и объективной. Законопроектом также конкретизирован перечень юридических лиц, включаемых в научно-производственный комплекс муниципального образования, претендующего на статус наукограда, в том числе критерии определения таких юридических лиц. Соответствие юридических лиц перечисленным критериям будет подтверждаться учредительными документами и данными федерального статистического наблюдения.
В предусмотренных законопроектом критериях присвоения муниципальному образованию статуса наукограда исключаются показатели, которые не отражаются в формах государственного статистического наблюдения ("наукоемкая продукция, соответствующая приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий Российской Федерации", "стоимость основных фондов, фактически используемых при производстве научно-технической продукции"). Вместо них предлагается ввести показатели численности исследователей, выполняющих научные исследования и разработки, и профессорско-преподавательского состава в организациях научно-производственного комплекса муниципального образования, общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг организациями научно-производственного комплекса, а также показатели инновационной деятельности таких организаций, которые рассчитываются на основе данных форм федерального государственного статистического наблюдения.
Следует отметить, что в законопроекте предоставление муниципальному образованию статуса наукограда не связывается с требованиями об утверждении и реализации органами местного самоуправления муниципальных целевых программ по развитию социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры соответствующих муниципальных образований. Полагаем, что развитие инфраструктуры будущего наукограда без применения программно-целевых методов бюджетного планирования снижает как эффективность и системность решения данных вопросов, так и возможности осуществления уполномоченными федеральными органами государственной власти контроля за целевым и эффективным использованием органами местного самоуправления наукоградов федеральных средств, выделяемых на данные цели. В связи с этим в законопроекте в числе указанных критериев было бы также целесообразно использовать показатели оценки программ инновационного развития муниципального образования, претендующего на присвоение ему статуса наукограда.
Нормы статьи 81 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131) предусматривают возможность установления в других федеральных законах особенностей организации местного самоуправления в наукоградах. Вместе с тем нельзя не отметить, что действующие нормы Федерального закона N 70-ФЗ и других законодательных актов не устанавливают каких либо существенных особенностей организации местного самоуправления в таких муниципальных образованиях. Положениями законопроекта органы местного самоуправления наделяются дополнительными правами по осуществлению мер научно-технической и инновационной деятельности на территории наукограда. При этом финансирование реализации указанных прав не является обязанностью муниципального образования и осуществляется при наличии возможности (часть 5 статьи 20 Федерального закона N 131-ФЗ).
Согласно законопроекту статус наукограда будет присваиваться муниципальному образованию Правительством Российской Федерации на 10 лет и по истечении данного срока может быть сохранен муниципальному образованию Правительством Российской Федерации на следующий 10-летний срок. При этом предусматривается, что статус наукограда может быть досрочно прекращен Правительством Российской Федерации в случае несоответствия результатов деятельности его научно-производственного комплекса наукограда требованиям Федерального закона N 70-ФЗ, а также в случае мотивированного ходатайства представительного органа муниципального образования, имеющего статус наукограда, о его прекращении.
В законопроекте (пункт 3 статьи 1) предлагается признать утратившей силу статью 5 Федерального закона, пункт 4 которой предусматривает, что в случае досрочного прекращения статуса наукограда либо в случае отказа в сохранении статуса наукограда городское поселение, имевшее статус наукограда, сохраняет статус городского округа. Полагаем, что признание утратившим силу данного положения Федерального закона без уточнения правовых последствий прекращения статуса наукограда для муниципального образования может послужить основанием для необоснованного инициирования процедуры лишения его статуса городского округа и негативно повлиять на стабильность правового положения таких муниципальных образований. По мнению Комитета в законопроекте также следует установить периодичность проведения соответствия результатов деятельности научно-производственного комплекса наукограда требованиям Федерального закона N 70-ФЗ.
Нормами законопроекта (пункт 4 статьи 1) предусматривается новая редакция статьи 8 "Государственная поддержка наукограда" Федерального закона N 70-ФЗ, согласно части 1 которой бюджетам субъектов Российской Федерации, на территории которых располагаются муниципальные образования, имеющие статус наукограда, предоставляются межбюджетные трансферты из федерального бюджета для перечисления их в бюджеты таких муниципальных образований в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации в соответствии с указанной статьей. При этом объемы предоставления таких межбюджетных трансфертов, в бюджеты каждого наукограда предлагается определять по результатам конкурсного отбора представленных наукоградами проектов, способствующих развитию научно-производственного комплекса наукоградов, созданию и (или) развитию инфраструктуры наукоградов, а также их инновационной инфраструктуры. Правила конкурсного отбора проектов наукоградов должны будут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Из указанных положений законопроекта следует, что по результатам данного конкурсного отбора часть наукоградов может не получать какой-либо финансовой поддержки из федерального бюджета. При этом нормами законопроекта иных форм финансовой поддержки наукоградов не предусмотрено.
Вместе с тем, на наш взгляд, в целом государственная финансовая поддержка наукоградов должна оставаться для них общим правилом. Полагаем необоснованным устанавливать требование о предоставлении такого финансирования из федерального бюджета исключительно по результатам конкурсного отбора проектов, который будет проводиться между наукоградами. Представляется, что факт придания муниципальному образованию статуса наукограда должен означать признание государством целесообразности развития в приоритетном порядке его научно-производственного комплекса и, соответственно, выделение из федерального бюджета для такого развития определенных финансовых средств. Нельзя забывать, что развитие и поддержка науки, научно-технической и инновационной деятельности - одна из важнейших функций государства. Важно отметить, что часть средств финансовой поддержки наукоградам вполне возможно было бы предоставлять им по результатам конкурсного отбора проектов. Данная мера позволит стимулировать органы местного самоуправления этих муниципальных образований к разработке и осуществлению более конкретных и эффективных мероприятий, направленных на развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности, создание условий для устойчивого развития научно-производственного комплекса наукоградов в условиях рыночных отношений. В то же время определенная часть средств должна предоставляться из федерального бюджета каждому наукограду на внеконкурсной основе при условии принятия им конкретных целевых программ развития своей инфраструктуры, а также выполнения наукоградами федеральных требований и показателей по порядку принятия и содержанию таких программ. При этом такие требования и показатели следует более четко прописать и регламентировать в законодательстве Российской Федерации, а также установить более строгий контроль за их выполнением органами местного самоуправления наукоградов.
Необходимо также проработать вопрос об увеличении в 2013 году размера средств, выделяемых из федерального бюджета на развитие и поддержку инфраструктуры наукоградов, до уровня 2009 года (то есть, до 1,4 миллиарда рублей), а также предоставлении наукоградам дополнительной финансовой поддержки из бюджетов вышестоящего уровня в других формах.
В предлагаемой законопроектом редакции части 4 статьи 8 Федерального закона N 70-ФЗ устанавливаются условия, в соответствии с которыми должен отдаваться приоритет определенным проектам наукоградов при осуществлении их конкурсного отбора (софинансирование данных проектов за счет бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований и внебюджетных источников, участие федеральных органов исполнительной власти и государственных академий наук в развитии подведомственных им организаций, входящих в научно-производственный комплекс наукограда, наличие положительной динамики показателей инновационного развития наукоградов). В то же время в нормах законопроекта следует конкретизировать данные условия, а также определить соотношение их значимости при осуществлении выбора приоритетных проектов наукоградов.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления поддерживает концепцию законопроекта при условии учета указанных замечаний и предложений.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.