Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам собственности от 25 октября 2012 г. N 3.9-23/2
по проекту федерального закона N 79657-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части установления механизмов передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, энергоснабжения, водоснабжения, очистки сточных вод) - внесен депутатами Государственной Думы М.Л. Шаккумом, Д.В. Волковым, Б.В. Агаевым, М.Х. Юсуповым, В.И. Ресиным, М.С. Селимхановым, Б.К. Балашовым, А.В. Жарковым, О.Ю. Баталиной, а также А.В. Кнышовым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 2 июля 2012 года (протокол N 37, пункт 64) Комитет по вопросам собственности в качестве комитета-соисполнителя рассмотрел проект федерального закона N 79657-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается законодательно определить нормы, устанавливающие критерии порядка передачи объектов тепло-, энерго- водоснабжения и очистки сточных вод в концессию или в аренду.
Комитет по вопросам собственности не может поддержать концепцию законопроекта по следующим основаниям.
В качестве основных недостатков законопроекта следует отметить смешение в нём положений законодательства о концессионных соглашениях, законодательства об инвестиционной деятельности и отраслевого законодательства, использование большого количества общих и законодательно неопределённых терминов и понятий, отсутствие в проекте дееспособных правовых механизмов реализации проектируемых норм, а также экономического обоснования большинства предлагаемых ограничений и показателей.
Законопроектом предусматривается возможность применения конкретных санкций в виде расторжения соответствующего договора или уменьшения тарифов за ухудшение (или не достижение) в течение определяемого договором срока фактических значений показателей надежности, качества и энергоэффективности поставляемых товаров (оказываемых услуг) относительно их плановых значений. При этом не определяется кто (какой орган публично-правового образования) и каким образом будет контролировать соблюдение установленных показателей, определять степень и меру необходимого воздействия, инициировать расторжение договора и в каком порядке и т.д.
Также проектом вводится новый ранее не существовавший вид наказания за несоблюдение условий договора - "уменьшение тарифов", который не согласуется с действующей классификацией административных взысканий.
Ни в законопроекте, ни из пояснительной записке к нему не обоснована необходимость введения в федеральное законодательство специальных норм, регулирующих порядок заключения арендных и концессионных договоров (тем более без установления конкретных процедур контроля за их исполнением) в отношении конкретных инфраструктурных объектов. При этом не принимается во внимание, что существенные условия заключения таких договоров в достаточной степени урегулированы положениями гражданского законодательства. Подобный подход не согласуется с современной тенденцией развития гражданского законодательства, для которой характерна общая либерализация договорных отношений, в частности арендных отношений, и расширение свободы сторон в определении деталей своих отношений непосредственно в самом договоре.
В целом, по мнению Комитета по вопросам собственности, анализ норм законопроекта позволяет сделать вывод о том, что большая часть проектируемых изменений федерального законодательства имеет существенные недостатки правового характера. Многие вопросы, которые авторы пытаются решить в Федеральном законе "О концессионных соглашениях", подлежат урегулированию в отраслевых законодательных актах и не относятся к предмету регулирования указанного закона. Вместе с тем ряд изменений, предлагаемых в Федеральных законах "О теплоснабжении" и "О водоснабжении и водоотведении", подлежат урегулированию в Федеральном законе "О концессионных соглашениях", поскольку касаются порядка и условий заключения концессионных соглашений.
Комитет по вопросам собственности считает, что принятие законопроекта в представленной редакции приведёт к чрезмерной зарегулированности процедуры передачи упомянутых инфраструктурных объектов в аренду или в концессию, а также повысит степень вмешательства органов публично-правовых образований в деятельность частного бизнеса, в связи с чем не будет достигнута главная цель законопроекта - содействие привлечению частных инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство и оказание положительного влияния на качество предоставляемых конечному потребителю соответствующих услуг.
С учетом вышеизложенного Комитет по вопросам собственности не поддерживает концепцию проекта федерального закона N 79657-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Первый заместитель |
Ю.А. Петров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.