Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
по проекту федерального закона N 59158-6 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете" (в части установления статуса объектов недвижимого имущества МГУ и СПбГУ и порядка их распоряжения), внесенному депутатам Государственной Думы М.С. Рохмистровым, П.В. Крашенинниковым, В.Е. Шудеговым, А.А. Андреевым
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 14 мая 2012 года (выписка из протокола N 25, п. 61) Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству (соисполнитель) рассмотрел проект федерального закона N 59158-6 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете" (в части установления статуса объектов недвижимого имущества МГУ и СПбГУ и порядка их распоряжения), внесенный депутатам Государственной Думы М.С. Рохмистровым, П.В. Крашенинниковым, В.Е. Шудеговым, А.А. Андреевым.
Законопроектом предлагается определить правовой режим имущественной базы научно-образовательных комплексов МГУ и СПбГУ, при этом исключить возможность приватизации жилых помещений, входящих в архитектурные ансамбли вышеуказанных комплексов.
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз. Как вытекает из преамбулы названного Закона, закрепление данного права предполагает создание равных правовых условий для осуществления гражданами выбора способа удовлетворения потребностей в жилье, в том числе на основе свободы выбора места жительства, а также на обеспечение гражданам возможности эффективно использовать свои средства для улучшения жилищных условий, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться жильем, выступать с ним на рынке недвижимости.
Право на приватизацию жилых помещений, таким образом, установлено законодателем в конституционно значимых целях, поскольку оно связано с реализацией прав граждан на жилище, свободу передвижения, а также права собственности (статьи 27, 35 и 40 Конституции Российской Федерации).
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче имущества в собственность соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Между тем, необходимо подчеркнуть, что здание МГУ имени М.В. Ломоносова построено в 1949-1953 годах. Первоначально гражданам в 50-е годы жилые помещения предоставлялись по выдаваемым МГУ ордерам с правом проживания на время работы в МГУ. Впоследствии с мая 1954 года жилые помещения предоставлялись по стандартным ордерам найма на основании постановления Совета Министров СССР от 12.05.1954 N 885 "О порядке распределения жилой площади в городе Москве". В обоих указанных случаях при вселении в жилые помещения комплекса МГУ граждане сдавали свои квартиры, которые они занимали до этого, государству.
Вводя запрет на приватизацию находящихся в пользовании жилых помещений, входящих в архитектурный ансамбль МГУ и СПбГУ, авторы законопроекта обосновали его необходимостью сохранения МГУ и СПбГУ в качестве объектов культурного наследия, т.к. соответствующие жилые помещения составляют неотъемлемую часть их научно-образовательного, исторического и культурного комплекса.
Следует отметить, что Указом Президента РСФСР от 18.12.1991 N 294 МГУ отнесен к особо ценным объектам национального наследия.
Поскольку объекты, отнесенные к числу особо ценных, включаются в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и являются исключительно федеральной собственностью, изменение формы собственности указанных объектов либо их перепрофилирование не допускается (Указ Президента Российской Федерации от 30.11.1992 N 1487). Имущество, здания и сооружения организаций и учреждений, отнесенных к особо ценным объектам, находятся в их оперативном управлении.
Таким образом, устанавливая особый правовой режим МГУ и СПбГУ, законодателем определено не только специальное целевое назначение данных объектов, но и другие критерии допустимости введения такого режима, такие как отнесение их к особо ценным объектам, что служит необходимым и соразмерным средством защиты конституционно признаваемых публичных интересов, а также прав и законных интересов других лиц.
Вместе с тем при обсуждении данного законопроекта, необходимо решить существующие жилищные и иные социальные проблемы граждан, заселенных в жилые помещения, входящие в архитектурный ансамбль МГУ, еще в середине прошлого века.
Одновременно, обращаем внимание на то, что в проектируемом пункте 4 авторы законопроекта закрепили за Университетами право передавать жилые помещения, принадлежащие им на праве оперативного управления, по договорам социального найма, в то время как в проектируемом пункте 3 установлен запрет на приватизацию жилых помещений, входящих в архитектурные комплексы МГУ и СПбГУ, что не согласуется с нормами Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству поддерживает идею сохранения Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета в качестве объектов культурного наследия, отнесенных к особо ценным объектам национального наследия народов Российской Федерации, высказанную авторами проекта федерального закона N 59158-6 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете", с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.