Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по науке и наукоемким технологиям
на проект федерального закона N 59542-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе наукограда Российской Федерации" и Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям рассмотрел проект федерального закона N 59542-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе наукограда Российской Федерации" и Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроектом устанавливаются более конкретные критерии присвоения статуса наукограда, включая уточнение характеристик научно-производственного комплекса (НПК) муниципального образования, претендующего на присвоение статуса наукограда и отражающие реальный уровень научно-технического и инновационного потенциала и перспективы для дальнейшего инновационного развития. Конкретизирован перечень юридических лиц, включаемых в научно-производственный комплекс муниципального образования, претендующего на статус наукограда, в т.ч. критерии определения таких юридических лиц.
Предлагается изменение механизма присвоения и сохранения статуса наукограда. Согласно законопроекту, статус наукограда присваивается муниципальному образованию Правительством Российской Федерации и подтверждается им каждые 10 лет. Действие статуса наукограда прекращается Правительством Российской Федерации.
В целях создания и обеспечения условий для осуществления научно-технической и инновационной деятельности на территории наукограда и обеспечения взаимодействия организаций научно-производственного комплекса наукограда с органами местного самоуправления может создаваться научно-технический совет наукограда.
Законопроектом предлагаются также изменения системы господдержки наукоградов, в части усиления целевой направленности финансовых средств, преимущественно на поддержку развития инновационной деятельности, инновационной инфраструктуры и рост инвестиционной привлекательности муниципального образования.
На законопроект поступили положительные отзывы от 37 субъектов Российской Федерации (17 органов законодательной власти и 27 органов исполнительной власти).
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера поддерживает концепцию законопроекта.
Комитет Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике поддерживает концепцию законопроекта с учетом представленных замечаний и считает, что принятие законопроекта должно позитивно сказаться на развитии системы наукоградов Российской Федерации.
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления - Комитет соисполнитель поддерживает концепцию законопроекта при условии учета представленных замечаний и предложений. В частности, Комитет-соисполнитель отмечает, что в законопроекте (пункт 3 статьи 1) предлагается признать утратившей силу статью 5 Федерального закона, пункт 4 которой предусматривает, что в случае досрочного прекращения статуса наукограда либо в случае отказа в сохранении статуса наукограда городское поселение, имевшее статус наукограда, сохраняет статус городского округа. Комитет-соисполнитель полагает, что признание утратившим силу данного положения Федерального закона без уточнения правовых последствий прекращения статуса наукограда для муниципального образования может послужить основанием для необоснованного инициирования процедуры лишения его статуса городского округа и негативно повлиять на стабильность правового положения таких муниципальных образований. В законопроекте также следует установить периодичность проведения соответствия результатов деятельности научно-производственного комплекса наукограда требованиям Федерального закона N 70-ФЗ. Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления также отмечает, что в предлагаемой законопроектом редакции части 4 статьи 8 Федерального закона N 70-ФЗ устанавливаются условия, в соответствии с которыми должен отдаваться приоритет определенным проектам наукоградов при осуществлении их конкурсного отбора (софинансирование данных проектов за счет бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований и внебюджетных источников, участие федеральных органов исполнительной власти и государственных академий наук в развитии подведомственных им организаций, входящих в научно-производственный комплекс наукограда, наличие положительной динамики показателей инновационного развития наукоградов). В нормах законопроекта следует конкретизировать данные условия, а также определить соотношение их значимости при осуществлении выбора приоритетных проектов наукоградов.
Замечания, представленные Правовым управлением Аппарата Государственной Думы, касаются в основном используемой в законопроекте терминологии, так предлагается уточнить понятия: "инновационная инфраструктура наукограда", "инновационные товары, работы, услуги", "технологические инновации", "высокотехнологичные отрасли" и т.д. Данные замечания вместе с замечаниями редакционно-технического характера будут учтены при доработке текста законопроекта ко второму чтению.
С учетом вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям считает, что законопроект нуждается в доработке ко второму чтению с учетом поступивших предложений и замечаний. Комитет поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.А. Черешнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.