Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 18 декабря 2012 г. N 3.5-04/1502
на проект федерального закона N 59728-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в части предметов ведения Комитета)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 14 декабря 2012 года, Комитет отмечает следующее.
Проект федерального закона был внесен депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Целью Федерального закона является формирование правовых основ для создания в субъектах Российской Федерации эффективных и устойчивых механизмов финансирования капитального ремонта многоквартирных домов (региональных систем капитального ремонта многоквартирных домов) за счет организационного обеспечения процесса планирования такого капитального ремонта и вовлечения в его финансирование собственников помещений многоквартирных домов.
Необходимо обратить внимание, что Федеральным законом вводятся новые расходные обязательства субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области жилищных отношений.
Так, в соответствии с Федеральным законом субъект Российской Федерации обязан создавать специальное юридическое лицо - регионального оператора, который должен обеспечивать финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета. Региональный оператор, как юридическое лицо создается в организационно-правовой форме фонда, имущество которого формируется, в том числе, за счет взноса учредителя, то есть за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Таким образом, нагрузка на бюджеты субъектов Российской Федерации увеличивается.
При этом необходимо обратить внимание на то, что в соответствии со статьей 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе, в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Федеральный закон таких норм не содержит.
Федеральным законом к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов регулирования отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Комитет также обращает внимание на то, что изменениями, вносимыми Федеральным законом в Жилищный кодекс Российской Федерации, устанавливается субсидиарная ответственность субъекта Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками помещений в многоквартирных домах.
Из перечня прав органов местного самоуправления поселений и городских округов на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, исключается осуществление финансирования и софинансирования капитального ремонта жилых домов, находившихся в муниципальной собственности до 1 марта 2005 года.
В Федеральном законе (статья 1) по тексту статей 36.1, 172, 175, 176, 177 Жилищного кодекса в части специальных счетов, предназначенных для перечисления средств на проведение капитального ремонта, употребляются термины "кредитная организация" или "банк".
Вместе с тем, согласно части 2 статьи 176 Жилищного кодекса, специальный счет может быть открыт в российских кредитных организациях, величина собственных средств (капитала) которых составляет не менее чем 20 миллиардов рублей.
В соответствии с этим следовало бы сохранить в указанных статьях единообразный подход в терминологии и употреблять термин "кредитная организация".
При рассмотрении Федерального закона во втором чтении депутатами Государственной Думы были внесены поправки, предусматривающие изменения в главу 21 "Налог на добавленную стоимость" и главу 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
От налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) освобождается реализация работ (услуг) по выполнению функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, выполняемых (оказываемых) специализированными некоммерческими организациями, обеспечивающими проведение капитального ремонта, а также органами местного самоуправления и (или) муниципальными бюджетными учреждениями в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.
В налоговую базу по НДС не включаются денежные средства, полученные организациями, обеспечивающими проведение капитального ремонта, на формирование фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Кроме того, Федеральным законом вносятся изменения в статью 251, согласно которым установлено, что бюджетные средства, выделяемые ТСЖ, жилищным, жилищно-строительным и иным специализированным потребительским кооперативам, а также управляющим организациям (выбранным собственниками многоквартирных домов) на долевое финансирование капремонта, общего имущества в многоквартирных домах в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации освобождаются от налогообложения налогом на прибыль.
Также к средствам целевого финансирования будет относиться имущество в виде средств собственников помещений в многоквартирных домах, поступающих на счета специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Положения Федерального закона в части Налогового кодекса Российской Федерации вступают в действие со дня его официального опубликования.
В очередной раз рассматривается Федеральный закон без финансово-экономического обоснования предлагаемых изменений налогового законодательства и оценки их влияния на бюджетную систему Российской Федерации, несмотря на то, что Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации обращался к Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации с предложениями о систематизации работы палат в этой области законодательства Российской Федерации (Обращение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 1 февраля 2012 года N 16-СФ).
Учитывая вышеизложенное, Комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Председатель Комитета |
Е.В. Бушмин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.