Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 59728-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(о создании системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 59728-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы П.Р. Качкаевым, А.Г. Сидякиным, Е.Л. Николаевой, В.В. Потомским, В.В. Соболевым, В.Е. Булавиновым; членами Совета Федерации С.М. Киричуком, А.Ю. Молчановым, направлен на создание в субъектах Российской Федерации региональных систем капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональных систем капитального ремонта многоквартирных домов).
Законопроект определяет правовые основы для создания и реализации механизмов финансирования капитального ремонта многоквартирных домов в субъектах Российской Федерации (региональных систем капитального ремонта многоквартирных домов) за счет организационного обеспечения процесса планирования такого капитального ремонта и вовлечения в его финансирование собственников помещений в многоквартирных домах.
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству отмечает актуальность проблемы, связанной с состоянием жилищного фонда, и считает необходимым введения действенного механизма, обеспечивающего своевременное проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
Законопроектом предусматривается выделение в составе платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме отдельной составляющей платы за капитальный ремонт в качестве обязательного постоянного платежа, а также наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления рядом полномочий по организации и реализации региональных систем капитального ремонта многоквартирных домов.
В рамках вводимых законопроектом норм, на федеральном уровне предлагается определять общие требования к организации региональных систем капитального ремонта многоквартирных домов и порядку определения размера платы за капитальный ремонт многоквартирных домов.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок организации системы капитального ремонта многоквартирных домов, предельные размеры платы за капитальный ремонт и порядок ее внесения, порядок использования и управления средствами, сформированными за счет платы за капитальный ремонт, а также обеспечение контроля за управлением и целевым расходованием указанных средств, порядок определения необходимости проведения капитального ремонта и порядок формирования графиков капитального ремонта в многоквартирных домах, порядок принятия решений, связанных с обеспечением проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.
Органами местного самоуправления устанавливаются фиксированный размер платы за капитальный ремонт и утверждаются ежегодные графики проведения капитального ремонта многоквартирных домов.
Таким образом, рассматриваемый законопроект носит рамочный характер и предполагает развитие его положений в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации с учетом предложенных изменений и общей концепцией Жилищного кодекса Российской Федерации.
Так, введение механизма обязательных платежей на капитальный ремонт не является мерой, направленной на ограничение прав владения, пользования и распоряжения имуществом собственников МКД, и более того - оно направлено на реализацию уже установленной законом обязанности граждан по надлежащему содержанию общего имущества МКД. Кроме того, данная мера в развитие конституционного права граждан на жилище направлена на обеспечение гарантии как сохранности жилья, так и его безопасности, что также согласуется с общим принципом соблюдения баланса частных и публичных интересов при реализации жилищных прав, установленных законодательством.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделяются полномочиями самостоятельно выбирать подходящую для региона модель финансирования капитального ремонта многоквартирных домов. Предоставляемые законопроектом органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по определению региональной системы капитального ремонта многоквартирных домов (проектируемый пункт 8.2 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации) не противоречит содержанию региональной компетенции субъекта Российской Федерации в области регулирования и управления жилищными отношениями.
В то же время отнесённая законопроектом к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность по утверждению порядка определения необходимости проведения капитального ремонта не входит в региональные полномочия, поскольку относится к актам технического регулирования, регламентирующим вопросы безопасной эксплуатации зданий и сооружений, находящимся в ведении Российской Федерации. Таким образом, законопроект требует уточнения в части отнесения порядка определения необходимости проведения капитального ремонта к нормативным правовым актам федерального уровня.
В целом законопроект направлен на формирование основ для создания региональных долгосрочных систем финансирования капитального ремонта многоквартирных домов в каждом субъекте Российской Федерации, не позволяющих допустить нецелевое использование средств собственников помещений. В целях повышения качества управления государственными и муниципальными финансовыми ресурсами, а также средствами собственников помещений в многоквартирных домах, целесообразно закрепить за органами государственной власти Российской Федерации полномочия по осуществлению контроля за использованием средств, аккумулируемых в рамках реализации региональных систем капитального ремонта многоквартирных домов. В то же время для защиты средств собственников, собираемой в виде платы за капитальный ремонт, целесообразно учреждение на региональном уровне специализированной организации некоммерческой формы собственности, уполномоченной аккумулировать поступающие платежи собственников помещений, осуществления управления этими средствами, а также предоставления обеспечений по кредитам, привлекаемым собственниками помещений на капитальный ремонт многоквартирных домов. Указанной специализированной организации также может быть поручен контроль целевого перечисления средств за капитальный ремонт добросовестным подрядчикам, выполнившим условия договора по проведению капремонта.
В то же время в законопроекте присутствуют положения, предусматривающие возможность принятия решения об отказе собственников от участия в региональной системе капитального ремонта многоквартирных домов, однако, не исключающие обязанности собственников помещений в многоквартирных домах к принятию решения о финансировании капитального ремонта таких домов.
Однако, при установлении органом государственной власти субъекта Российской Федерации централизованной системы аккумулирования и управления накоплениями на капитальный ремонт многоквартирных домов, целесообразно закрепить обязанность перечисления средств, собираемых в виде платы за капитальный ремонт, в уполномоченную органом власти субъекта Российской Федерации организацию с возможностью поручения квалифицированным большинством голосов собственников помещений МКД по перечислению указанных средств в управление финансовой организации, соответствующей критериям, определенным субъектом Российской Федерации. Таким образом, будет обеспечен с одной стороны эффективный механизм накопления и управления средствами платы за капитальный ремонт, а с другой стороны, права собственников помещений в многоквартирных домах на управление и распоряжение своими средствами.
Законопроект сохраняет общее правило несения бремени расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома, установленное статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым собственники помещений в многоквартирном доме устанавливают порядок финансирования расходов на капитальный ремонт: за счет накопления необходимых средств, получения кредитов, получения средств бюджетной поддержки и др.
В соответствии с пояснительной запиской, законопроектом предлагается общая конструкция региональной системы капитальных ремонтов, ориентированная как и на ответственных собственников, заблаговременно понимающих решения о капитальном ремонте своего дома, так и предусматривающая механизмы участия в капитальном ремонте для большинства неорганизованных собственников, которые никакого решения о порядке финансирования будущих расходов на капитальный ремонт своего дома не приняли.
С целью оптимального использования собираемых средств платы за капитальный ремонт и защиты их от нецелевого использования или обесценения вследствие инфляции централизованная система аккумулирования и управления накоплениями на капитальный ремонт многоквартирных домов может включать возможность использования накоплений одного дома на капитальный ремонт другого дома. Данная норма соответствует конституционному принципу "социального государства", призванного своими действиями обеспечивать безопасность для всех членов общества и эффективное управление общественными ресурсами (включая аккумулируемую плату за капитальный ремонт). Вместе с тем собственникам помещений проектируемым пунктом 1.1. части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляется возможность отказа от участия в аккумулировании средств платы за капитальный ремонт в региональной системе капитального ремонта.
Наделение органов местного самоуправления полномочиями по утверждению ежегодных графиков капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (проектируемый пункт 9.3 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации) необходимо привести к более корректным формулировкам, предусмотрев плановый характер распределения средств бюджетной поддержки на основании определения необходимости проведении капитального ремонта МКД с учетом данных их технической инвентаризации, путем ежегодного утверждения муниципальных адресных программ предоставления средств на проведение капитального ремонта.
В этом случае будет стимулироваться зарождающаяся активность собственников помещений в многоквартирных домах на принятие решений по своевременному проведению капитального ремонта.
По законопроекту имеются и другие замечания, связанные с редакционной несогласованностью отдельных положений с нормами законодательства Российской Федерации.
Законопроектом недостаточно четко предусматривается включение платы за капитальный ремонт в расчет при предоставлении адресной поддержки в виде субсидий собственникам помещений, имеющим низкие доходы. Для закрепления обязательности такого расчета необходимо внести дополнения в статью 159 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Отдельные положения законопроекта требуют взаимной согласованности. Так проектируемым пунктом 8.2 устанавливается полномочие органа государственной власти субъекта Российской Федерации по определению порядка организации региональных систем капитального ремонта многоквартирных домов. Вместе с тем проектируемым пунктом 61.1 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделяются полномочиями по созданию и организации региональных систем капитального ремонта многоквартирных домов.
Проектируемой частью 1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривается возможность предоставления бюджетных средств на капитальный ремонт многоквартирных домов муниципальными образованиями. Вместе с тем приведенная в указанном положении терминология требует уточнения, учитывая, что в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под муниципальным образованием понимается городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.
Комитет также обращает внимание на то, что в настоящее время более 80% жилищного фонда является частным. Проблема проведения капитального ремонта многоквартирных домов является общей для всех регионов Российской Федерации, в связи с чем необходимо скорейшее принятие законопроекта, направленного на вовлечение средств собственников в решение вопросов капитального ремонта МКД.
Законопроект поддерживается Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (с учетом необходимости последующей доработки ко второму чтению).
Законопроект поддерживается Комитетом Совета Федерации по экономической политике.
Концепция законопроекта полностью поддерживается Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.
Законопроект полностью поддерживается Правительством Российской Федерации, а также поддерживается с учётом замечаний ФГНИУ "Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации".
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 59728-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с учетом его доработки ко второму чтению.
Первый заместитель |
Е.Л. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.