Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по международным делам
на проект федерального закона N 62930-6 "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал, подписанное в Москве 15 ноября 1995 года"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по международным делам на своем заседании рассмотрел Федеральный закон "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал, подписанное в Москве 15 ноября 1995 года" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 21 сентября 2012 года.
Протокол о внесении изменений в Соглашение между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 15 ноября 1995 года (далее - Протокол) подписан в городе Вашингтоне 24 сентября 2011 года.
По информации Министерства иностранных дел Российской Федерации, в настоящее время в Швейцарской Конфедерации осуществляются внутригосударственные процедуры, необходимые для вступления Протокола в силу.
Целью Протокола является внесение изменений в Соглашение между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал, подписанное в Москве 15 ноября 1995 года (далее - Соглашение).
В Соглашение, в частности, включены новые статьи, касающиеся порядка обмена информацией и противодействия подставным схемам. Кроме того, в новой редакции изложены положения, определяющие порядок налогообложения процентов, дивидендов, прироста стоимости капитала.
Новая статья 25a "Обмен информацией", вносимая Протоколом в Соглашение, дает возможность налоговым органам обоих государств запрашивать налоговую информацию у компетентных органов другой страны. Предложенный механизм обмена подробно описывает требования к подобным информационным запросам и предоставляет компетентным органам достаточно широкие полномочия в отношении круга затрагиваемых вопросов. Тем не менее, отдельно оговаривается, что компетентные органы не имеют права производить запросы случайного характера (запрашивать информацию, не относящуюся к налоговым вопросам конкретного налогоплательщика). Положения этой статьи Соглашения изложены в соответствии с требованиями современного международного налогообложения, в частности, с положениями Модельной Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития в отношении налогов на доходы и капитал.
Новая статья 25b "Противодействие подставным схемам", вносимая Протоколом в Соглашение, ограничивает применение льгот, предусмотренных статьями 10, 11 и 12 в отношении любых доходов, выплаченных в рамках схем, направленных исключительно на снижение налогового бремени с помощью льгот, предоставленных Соглашением (подставных схем в терминах Соглашения). Положения данной статьи соответствуют положениям статьи 29 "Ограничение льгот" Типового соглашения между Российской Федерацией и иностранными государствами об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2010 года N 84.
Протоколом также устанавливается, что компетентные органы в соответствии со взаимосогласительной процедурой могут согласовать случаи или обстоятельства, рассматривающиеся в качестве подставных схем.
Кроме этого уточняется понятие резидента в соответствии со статьей 4 Соглашения. В новой редакции резидент определяется также по месту управления или любого другого критерия аналогичного характера.
Протоколом устанавливаются новые правила и льготы при налогообложении дивидендов (статья 10), процентов (статья 11), а также налогообложение доходов от прироста стоимости капитала (статья 13), в частности новые правила относительно акций компаний, капитал которых более чем на 50% состоит из недвижимого имущества.
Протокол вступает в силу с момента взаимного уведомления о завершении внутренних процедур, необходимых для вступления его в силу в каждом из государств и применяется в отношении налогов, взимаемых у источника с первого января года, следующего за годом вступления Протокола в силу.
Ратификация Протокола позволит обеспечить обмен налоговой информацией и повысить эффективность противодействия злоупотреблениям при уплате налогов, а также будет способствовать модернизации и повышению эффективности двусторонней международно-договорной базы в области налогообложения в целях развития российско-швейцарского сотрудничества, что отвечает интересам Российской Федерации. При этом не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Протокол совершен в двух экземплярах, каждый на русском, немецком и английском языках, причем все тексты имеют одинаковую силу. В случае любого расхождения в толковании между текстами на русском и немецком языках используется текст на английском языке.
В соответствии с финансово-экономическим обоснованием Правительства Российской Федерации реализация Протокола не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Положения Протокола соответствуют общепризнанным принципам и нормам международного права, согласуются с международными обязательствами Российской Федерации.
Протокол подлежит ратификации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку в части порядка предоставления сведений, находящихся в распоряжении банков, содержит правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Представленный Федеральный закон в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы указанного Федерального закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, коррупциогенных факторов не выявлено.
Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации по указанному Федеральному закону положительное.
На основании вышеизложенного Комитет Совета Федерации по международным делам рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал, подписанное в Москве 15 ноября 1995 года".
Председатель Комитета |
М.В. Маргелов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.