Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
по проекту федерального закона N 63927-6 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в части установления особенностей предоставления земельных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и выделенных в счет невостребованных земельных долей) - внесен Законодательным Собранием Красноярского края
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N 63927-6 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в части установления особенностей предоставления земельных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и выделенных в счет невостребованных земельных долей), внесенный Законодательным Собранием Красноярского края (далее - законопроект), и сообщает следующее.
Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон 101-ФЗ) новой статьей 19.2, устанавливающей особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности субъекта Российской Федерации и сформированных в счет невостребованных земельных долей.
Комитет полагает необходимым отметить следующее.
До вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 435-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения" (до 1 июля 2011 года) в соответствии с пунктом 5 статьи 13 Закона 101-ФЗ образование земельного участка в счет невостребованных земельных долей осуществлялось на основании соответствующего решения субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, на основании соответствующего решения муниципального образования. При этом ранее действовавшей редакцией пункта 5 статьи 13 Закона 101-ФЗ предусматривалось право субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, право муниципального образования направить в суд заявление о признании права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на этот земельный участок.
Таким образом, в силу ранее действовавших положений земельного законодательства Российской Федерации субъектами Российской Федерации приобретались в собственность земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли).
Вместе с тем, в настоящее время Законом 101-ФЗ урегулирован порядок предоставления крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельскохозяйственным организациям только выделенных в счет земельных долей земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, право собственности на которые признано в судом (пункт 8 статьи 12.1 Закона 101-ФЗ) и зарегистрировано в установленном законом порядке, в связи с чем законопроект направлен на устранение пробелов существующего правового регулирования порядка распоряжения невостребованными земельными долями и на совершенствование оборота земель сельскохозяйственного назначения.
Однако Комитет считает необходимым обратить внимание, что согласно пояснительной записки, законопроект направлен на установление одинакового порядка предоставления находящихся в государственной собственности субъекта Российской Федерации или в муниципальной собственности земельных участков, образованных в счет невостребованных земельных долей.
При этом согласно пункта 5.1 статьи 10 Закона 101-ФЗ земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном Законом 101-ФЗ, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение трех месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок.
Права на недвижимое имущество возникают с момента государственной регистрации (статьи 8, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, пункт 1 проектируемой статьи 19.2 Закона 101-ФЗ не содержит положения о государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации на земельный участок, образованный в счет невостребованной земельной доли, принадлежащей субъекту Российской Федерации, в связи с чем данные положения законопроекта противоречат Гражданскому кодексу Российской Федерации. Кроме того, указанная норма в отличие от действующей редакции пункта 5.1 статьи 10 Закона 101-ФЗ не содержит срока, в течение которого сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйством должно направить заявление о предоставлении используемого ими земельного участка, а также не устанавливает момента начала исчисления такого срока.
Пункт 2 проектируемой статьи 19.2 Закона 101-ФЗ предусматривает, что земельный участок, сформированный из невостребованных земельных долей и переданный в муниципальную собственность из государственной собственности субъекта Российской Федерации, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение одного года с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок.
Таким образом, законопроект предполагает установление различных сроков, в течение которых допускается направление сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством заявления о предоставлении земельного участка без проведения торгов в зависимости от того, образован ли такой земельный участок в счет земельной доли, право собственности на которую признано за муниципальным образованием (три месяца - согласно действующей редакции пункта 5 статьи 101 Закона 101-ФЗ) или земельный участок передан в муниципальную собственность из государственной собственности субъекта Российской Федерации (один год - согласно предлагаемой редакции пункта 2 проектируемой статьи 19.2).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пункта 5 статьи 101" следует читать "пункта 5.1 статьи 10"
Однако пояснительная записка не содержит какого-либо обоснования установления различных сроков для предоставления таких земельных участков, находящихся в муниципальной собственности в зависимости от оснований возникновения права собственности.
Комитет считает необходимым обратить внимание, что основания приобретения земельных участков в муниципальную собственность урегулированы статьей 19 Земельного кодекса Российской Федерации, положения которой не содержат норм, позволяющих передачу земельных участков из государственной собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность в случае, предусмотренном пунктом 2 проектируемой статьи 19.2 Закона 101-ФЗ.
Кроме того, частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривается, что находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество, которое может находиться муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае:
- если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
- если указанное имущество используется органами местного самоуправления, муниципальными унитарными предприятиями или муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии с указанным законом и со статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
На основании изложенного, Комитет по земельным отношениям и строительству предлагает субъекту права законодательной инициативы изменить текст законопроекта с учетом замечаний, изложенных в настоящем заключении и внести измененную редакцию законопроекта в Государственную Думу в установленном порядке.
Председатель Комитета |
А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.