Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 67894-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 67894-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам отмечает, что документы и материалы, представленные одновременно с рассматриваемым проектом федерального закона, соответствуют перечню материалов, установленному частью первой статьи 212 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Законопроектом решаются следующие задачи:
уточнение объемов основных характеристик федерального бюджета;
перераспределение расходов федерального бюджета;
значительное снижение дефицита федерального бюджета на 2012 год и установление его в объеме 68,1 млрд. рублей.
Законопроектом предусматривается направление дополнительно полученных ненефтегазовых доходов бюджета на увеличение общего объема расходов.
Показатели федерального бюджета на плановый период 2013 и 2014 годов остаются без изменений.
Изменение параметров федерального бюджета на 2012 год связано с уточнением ожидаемых итогов социально-экономического развития Российской Федерации в текущем году, а также с учетом результатов исполнения федерального бюджета за 2011 год и первый квартал 2012 года.
Большая часть нефтегазовых доходов, дополнительно полученных в 2011 году за счёт высокой цены на нефть, была направлена на пополнение Резервного фонда. Его размер к концу года увеличился на 1,1 трлн. рублей и составил 3,4 процента ВВП. К концу 2012 года объем Фонда прогнозируется в сумме 2 657,6 млрд. рублей, что почти в два раза меньше докризисного уровня.
В основу изменения параметров федерального бюджета на 2012 год заложены уточненные показатели социально-экономического развития российской экономики, которые характеризуются следующими данными.
Прирост ВВП в январе - феврале 2012 года составил 4,3 процента, однако в дальнейшем ожидается замедление его роста. Прогнозируется, что годовой прирост российской экономики составит 3,4 процента, что на 0,3 процентных пункта ниже учтенного в бюджете.
Комитет отмечает, что существуют риски достижения в 2012 году запланированных темпов роста ВВП на уровне 103,4 процента, связанные с возможным обострением негативных тенденций развития мировой экономики и торговли и, как следствие, ухудшением динамики потребительского, инвестиционного спроса и чистого экспорта.
В 2012 году прогнозируется более сдержанный рост инвестиционного спроса.
Темпы роста инвестиций в основной капитал снижены в 2012 году с 107,8 до 106,6 процента. При этом по итогам января - марта 2012 года темпы роста инвестиций в основной капитал составили 111,2 процента (в январе - марте 2011 года - 99,2 процента).
В прогнозных материалах отмечается, что "уточнение траектории роста инвестиций" во многом определяется корректировкой инвестиционных программ компаний топливно-энергетического комплекса.
Значительно понижена инвестиционная программа ОАО "Газпром" и инвестиционные планы энергетических компаний по состоянию на начало 2012 года. Общие объемы инвестиций энергетических компаний, в уставных капиталах которых участвует государство, сократились на 2012 - 2014 годы на 20 - 25 процентов.
Неполная реализация инвестиционных планов компаний этих секторов экономики может способствовать еще большему замедлению темпов роста инвестиций в основной капитал в целом по экономике.
Уровень инфляции в законопроекте не корректируется. При этом снижена оценка роста среднегодовой инфляции в 2012 году с 5,1 до 4,8 процента.
Однако в достижении целевых уровней инфляции в 2012 году существуют определенные риски. Во второй половине 2012 года возможно ускорение инфляции, обусловленное запланированным повышением с 1 июля текущего года тарифов на услуги естественных монополий (электроэнергия, газ, тепловая энергия и т. п.), а также возможным ростом цен на бензин и дизельное топливо после периода их стабилизации в начале 2012 года.
Кроме того, рост в январе - марте текущего года объема счета текущих операций платежного баланса способствует увеличению поступления валютных средств в страну и, как следствие, объемов ликвидности на внутреннем рынке, что в дальнейшем может оказать дополнительное давление на инфляцию при условии прекращения (или существенного замедления) оттока капитала из страны.
По оценке Банка России, в январе - марте 2012 года вывоз капитала частным сектором превысил ввоз на 35,1 млрд. долларов США (в январе - марте 2011 года - на 19,8 млрд. долларов США).
Исходя из прогнозируемого снижения производства продукции сельского хозяйства в 2012 году на 1 процент (в 2011 году наблюдался рост на 22,1 процента), нельзя исключить более высоких, чем ожидается, темпов роста цен на продовольственные товары, что может негативно отразиться на уровне инфляции в 2012 году.
Основными факторами пересмотра прогноза социально-экономического развития на 2012 год является сложившаяся в настоящее время благоприятная ценовая конъюнктура для основных товаров российского экспорта.
Цена на нефть марки "Urals" в уточненных сценарных условиях повышена в 2012 году на 15 долларов до 115 долларов США за баррель и установлена практически на предельном верхнем уровне. При этом средняя мировая цена на нефть марки "Urals" в январе - марте текущего года составила 117,17 доллара США за баррель.
Комитет отмечает, что принятая в расчетах к законопроекту цена на нефть марки "Urals" на уровне 115,0 долларов США за баррель, является самой высокой за последние 12 лет, что существенно увеличивает риски ее отклонения от планируемого уровня, в связи с возможным снижением спроса и уровня потребления нефти на мировом рынке, неурегулированием долговых проблем ряда европейских стран, дальнейшим развитием кризисных явлений на мировых финансовых рынках, ожиданием замедления экономического роста в Китае и неустойчивый характер развития экономики США.
Оценки прогноза цены на нефть в 2012 году международных организаций носят разнонаправленный характер.
Так, 26 международных организаций, банков, инвестиционных и исследовательских компаний, осуществляющих мониторинг и прогноз мировых цен на нефть, прогнозируют средний уровень цены на нефть марки "Urals" на уровне 115,8 доллара США за баррель.
По прогнозу Международного валютного фонда (IMF), мировые цены на нефть марки "Urals" в 2012 году составят 119,7 доллара США за баррель, по прогнозу Barclays Bank - 119,0 доллара США за баррель, по прогнозу Credit Suisse - 123,5 доллара США за баррель, по прогнозу Societe Generale -126,0 долларов США за баррель.
В то же время, по прогнозу Всемирного банка, цены на нефть в 2012 году могут снизиться до 102 долларов США за баррель, по прогнозу Bernstein, - до 104 долларов США за баррель, по прогнозу Capital Economics, - до 106 долларов США за баррель.
Точность прогноза крайне важна для федерального бюджета, в связи с тем, что снижение цены на нефть марки "Urals" на 1 доллар США приводит к уменьшению доходов федерального бюджета на 58 млрд. рублей.
В уточненном прогнозе среднегодовой курс доллара США к рублю планируется на 2012 год на уровне 29,2 рубля за доллар США, что выше первоначально проектируемого уровня на 1,7 процента.
Однако, за январь - апрель 2012 года официальный номинальный курс доллара США к рублю составил 30,05 рубля за доллар США и по сравнению с январем - апрелем 2011 года (28,98 рубля за доллар США) произошло ослабление рубля на 3,7 процента. Учитывая такую динамику, по мнению Комитета, существует риск в достижении запланированного уровня обменного курса доллара США.
Индекс промышленного производства по итогам первого квартала 2012 года увеличился на 4,9 процента, что ниже аналогичного периода прошлого года на 1,4 процента. В целом в 2012 году прирост индекса промышленного производства ожидается на уровне 3,1 процента против ранее прогнозируемых 3,4 процента.
Оборот розничной торговли в 2012 году по уточненному прогнозу увеличится до 6,3 процента, что на 0,8 процентных пункта выше параметра, учтенного при утверждении закона о бюджете. При этом следует отметить его снижение на 0,9 процента к уровню 2011 года.
Прогнозируемый фонд заработной платы на 2012 год увеличен на 278,0 млрд. рублей и составит 14 750,0 млрд. рублей.
В 2012 году прогнозируется снижение общей численности безработных граждан с 4,8 млн. человек до 4,5 млн. человек, что на 10 процентов ниже, чем в 2011 году. Прогнозная оценка уровня безработицы к экономически активному населению снижена с 6,6 до 6,1 процента.
Прогноз показателей внешней торговли уточнен по экспорту товаров в сторону увеличения с 533,1 до 558,0 млрд. долл. США, что вызвано повышением цены на нефть, увеличением поставок металлов, древесины, а также товаров химической промышленности, и по импорту в сторону снижения с 397,4 до 369,5 млрд. долл. США, что обусловлено более низкими ожидаемыми темпами роста инвестиционного спроса.
С учетом ожидаемых итогов социально-экономического развития Российской Федерации и хода исполнения федерального бюджета в 2012 году законопроектом предлагается уточнить основные характеристики федерального бюджета на 2012 год. Изменения указанных показателей приведены в таблице.
(млрд. рублей) | |||
Показатель |
Утверждено Законом |
Предлагается законопроектом |
Изменение (+/-) |
ВВП |
58 683,0 |
60 590,0 |
+1 907,0 |
Доходы - всего |
11 779,9 |
12 677,0 |
+897,1 |
% к ВВП |
20,1 |
20,9 |
+0,8 |
Нефтегазовые доходы |
5 574,9 |
6 383,3 |
+808,4 |
% к ВВП |
9,5 |
10,5 |
+1.0 |
Ненефтегазовые доходы |
6 205,0 |
6 293,7 |
+88,7 |
% к ВВП |
10,6 |
10,4 |
-0,2 |
Расходы |
12 656,4 |
12 745,1 |
+88,7 |
% к ВВП |
21,6 |
21,0 |
-0,5 |
Дефицит |
-876,6 |
-68,1 |
+808,4 |
% к ВВП |
-1,5 |
-0,1 |
1,4 |
Ненефтегазовый дефицит |
-6 451,4 |
-6 451,4 |
0,0 |
% к ВВП |
-11,0 |
-10,6 |
0,4 |
Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на конец года |
6 330,9 |
5 462,1 |
-868,8 |
Верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на конец года (млрд. долл. США (млрд. евро) |
48,4 (34,6) |
56,5 (41,9) |
+8,1 (+7,3) |
Увеличение общего объема доходов обеспечивается на 90 процентов за счет нефтегазовых доходов и на 10 процентов за счет ненефтегазовых доходов.
Нефтегазовые доходы в полном объеме направляются на уменьшение дефицита федерального бюджета, а ненефтегазовые доходы - на увеличение расходов. Дефицит федерального бюджета на 2012 год составит 68,1 млрд. рублей или 0,1 процент к ВВП.
Комитет обращает внимание, что в 2012 году остается значительным ненефтегазовый дефицит, который составит 6 451,4 млрд. рублей или 10,6 процента к ВВП. В 2005 году он был минимальным, потом начал расти, а в период кризиса стал угрожающим: в 2009 году - 13,7 процента к ВВП, в 2010 году - 12,5 процента и в 2011 году - 9,5 процента к ВВП. В законопроекте уровень ненефтегазового дефицита к ВВП снижается незначительно на 0,4 процента.
Комитет обращает внимание, что частью 2 статьи 96.7 Бюджетного кодекса, которая вступает в силу с 1 января 2015 года, введено ограничение по объему ненефтегазового дефицита федерального бюджета: он не может превышать 4,7 процента ВВП, указанного в законе о федеральном бюджете. Таким образом, в действующих экономических условиях ненефтегазовый дефицит более чем в два раза превышает предельную величину.
В этой связи Комитет полагает, что на этапе посткризисного развития, необходимо принять принципиальное решение о предельном размере ненефтегазового дефицита в следующем трехлетнем бюджетном цикле.
В условиях увеличения поступления нефтегазовых доходов необходимо вернуться к особому порядку их использования на текущее потребление, покрытие дефицита и на пополнение резервов.
Доходы федерального бюджета в 2012 году составят 12 677,0 млрд. рублей с увеличением на 897,1 млрд. рублей или 20,9 процента ВВП.
Налоговые доходы прогнозируются в сумме 6 961,1 млрд. рублей или 11,5 процентов ВВП. Неналоговые доходы прогнозируются в сумме 5 687,2 млрд. рублей или 9,4 процента ВВП. Безвозмездные поступления оцениваются в сумме 28,7 млрд. рублей.
Необходимо отметить, что на увеличение доходов федерального бюджета на общую сумму 856,9 млрд. рублей повлияло изменение в 2012 году следующих макроэкономических факторов.
Так, рост прогнозируемой цены на нефть на 15 долл. США за баррель увеличил доходы на 823,1 млрд. рублей, рост прогнозируемого объема ВВП - на 88,7 млрд. рублей, повышение прогнозируемого курса доллара США по отношению к рублю на 80,8 млрд. рублей, повышение прогнозируемого объема экспорта на 24,1 млрд. рублей, рост объема прибыли прибыльных организаций - на 14,4 млрд. рублей, экспортных цен на газ природный - на 9,5 млрд. рублей, изменение прочих объемных показателей по подакцизным товарам, объемов добычи нефти при СРП и прочих полезных ископаемых - на 2,0 млрд. рублей.
На уменьшение доходов оказало влияние снижение прогнозируемого объема импорта - на 103,9 млрд. рублей и снижение прогнозируемого объема экспорта нефти - на 79,2 млрд. рублей.
В результате влияния факторов, не связанных с изменением макроэкономических показателей, доходы федерального бюджета в 2012 году увеличатся на общую сумму 40,2 млрд. рублей, из них: от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния получены дополнительные доходы в сумме 34,6 млрд. рублей, изменение уровня собираемости НДС, налога на прибыль и НДПИ увеличивает доходы на 24,7 млрд. рублей, от продажи материальных и нематериальных активов на 22,4 млрд. рублей, от возврата субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из бюджетов субъектов на 18,0 млрд. рублей, перечисление части прибыли Центрального банка Российской Федерации на 6,3 млрд. рублей, увеличение процентных доходов по кредитам на 3,3 млрд. рублей, платежи при пользовании природными ресурсами на 2,6 млрд. рублей, доходы от использования федерального имущества на 2,2 млрд. рублей.
На увеличение поступлений доходов оказало влияние повышение уровня собираемости по налогу на прибыль организаций на 4,5 млрд. рублей и по НДС на товары, реализуемые на территории Российской Федерации, на 20,8 млрд. рублей.
Комитет отмечает, что одновременно с увеличением уровня собираемости по НДС на товары, реализуемые на территории Российской Федерации, прогнозируется увеличение доли основных налоговых вычетов в сумме начисленного налога с 83,53 до 83,79 процента. В результате влияния указанного фактора прогнозируется уменьшение доходов федерального бюджета на 54,7 млрд. рублей. Таким образом, несмотря на повышение уровня собираемости, сохраняются проблемы администрирования НДС, в частности, роста возмещения по указанному налогу из федерального бюджета.
Комитет обращает внимание на оценку прогноза по отдельным видам доходов.
Так, поступления от налога на прибыль увеличиваются на 5,9 млрд. рублей, в том числе за счет роста прибыли прибыльных организаций на 14,4 млрд. рублей, уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль с доходов, полученных в виде дивидендов на 13,0 млрд. рублей и увеличения уровня собираемости налога на 4,5 млрд. рублей. Таким образом, увеличение доходов от налога на прибыль в основном обеспечивается за счет собираемости налога.
Поступления доходов от перечисления части прибыли Центрального банка Российской Федерации прогнозируются в сумме 16,3 млрд. рублей, или с ростом на 6,3 млрд. рублей, что обусловлено увеличением доходов от операций по предоставлению ликвидности банковскому сектору в IV квартале 2011 года в связи с ростом спроса кредитных организаций на инструменты рефинансирования Банка России.
В законопроекте планируется увеличение доходов от безвозмездных поступлений. Это обусловлено ростом в 5 раз доходов от возврата остатков субсидий и субвенций, имеющих целевое назначение, из бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом первоначально размер возврата планировался в сумме 4,9 млрд. рублей. В материалах Правительства Российской Федерации не представлено обоснование причин увеличения возврата по видам межбюджетных трансфертов и в разрезе субъектов Российской Федерации.
Общий объем расходов федерального бюджета на 2012 год увеличивается за счет ненефтегазовых доходов на 88,7 млрд. рублей и составит 12 745,2 млрд. рублей.
При этом общая сумма распределения бюджетных ассигнований, предусмотренная законопроектом, составляет 234,6 млрд. рублей, в том числе за счет:
дополнительного поступления ненефтегазовых доходов;
экономии бюджетных ассигнований - 46,9 млрд. рублей;
перераспределения средств федерального бюджета по предложениям главных распорядителей - 99,0 млрд. рублей.
Комитет отмечает, что в общем объеме экономии средств основная доля приходится на расходы инвестиционного характера по инвестиционному проекту "Строительство железнодорожной линии Кызыл - Курагино в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва" в сумме 27,6 млрд. рублей и по объектам, включенным в Федеральную адресную инвестиционную программу, в сумме 10,5 млрд. рублей, а также на расходы по обслуживанию государственного долга Российской Федерации в сумме 5,1 млрд. рублей.
Причинами экономии по расходам инвестиционного характера являются соответственно перенос сроков реализации проекта с 2012 года на 2013 - 2015 годы и отсутствие по состоянию на 1 апреля 2012 года утвержденной проектно-сметной документации по объектам.
В представленных к законопроекту материалах отсутствуют обоснования необходимости переноса срока реализации указанного проекта и причины нарушений сроков подготовки проектно-сметной документации по конкретным объектам.
На протяжении ряда лет при рассмотрении проектов бюджетов Комитет отмечает, что строительство и реконструкция объектов капитального строительства, включаемых в ФАИП, осуществляется неэффективно в связи с длительностью размещения заказов и заключения контрактов, затягиванием сроков разработки проектной документации и оформления регистрационных документов и несвоевременной подготовкой соответствующих нормативных правовых актов.
В целях усиления парламентского контроля за формированием и изменением Федеральной адресной инвестиционной программы Комитет предлагает представлять в Государственную Думу одновременно с проектом федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период проект Федеральной адресной инвестиционной программы с разбивкой по объектам.
Комитет отмечает, что треть бюджетных средств или 30,0 млрд. рублей из общей суммы расходов, предлагаемой главными распорядителями к перераспределению, связана с необходимостью уточнения отнесения отдельных расходов по соответствующим кодам классификации в соответствии с приказом Минфина России от 21 декабря 2011 года N 180н. При этом уточнения по отдельным позициям составляют от 2 до 10 тыс. рублей.
В целях минимизации внесения таких изменений Комитет обращает внимание главных распорядителей средств федерального бюджета на необходимость повышения качества бюджетного планирования по отнесению отдельных расходов по соответствующим кодам классификации на стадии формирования проекта федерального бюджета.
Остальная сумма перераспределения - 69 млрд. рублей осуществляется по другим предложениям главных распорядителей.
Комитет отмечает, что в составе этих предложений изменение взносов в уставные капиталы 38 предприятий с государственным участием на сумму 4,4 млрд. рублей связано с изменением их наименований в связи с изменением форм собственности с ФГУП на ОАО и, по сути, носит технический характер.
Следует отметить, что наряду с перераспределением бюджетных ассигнований в рамках внесения изменений в закон о федеральном бюджете Правительству Российской Федерации предоставлено право вносить изменения в расходы на основании сводной бюджетной росписи, без ограничения объема перераспределения. В представленных к законопроекту материалах отсутствует информация об объемах и направлениях перераспределений средств на основании сводной бюджетной росписи.
По данным Счетной палаты ежегодно объем таких перераспределений составляет треть расходов бюджета, информацию о которых Государственная Дума получает только по завершении финансового года.
Учитывая значительный объем уточнения расходов по всем основаниям, в целях осуществления контроля за перераспределением бюджетных ассигнований в ходе исполнения бюджета, считаем целесообразным при внесении изменений в федеральный бюджет представлять в Государственную Думу информацию, с указанием конкретных направлений увеличения или уменьшения бюджетных расходов и причин такого перераспределения.
В законопроекте основным направлением увеличения расходов федерального бюджета на 2012 год является социальное обеспечение отдельных категорий граждан и улучшение качества жизни населения. На эти цели предлагается выделить дополнительно 43,4 млрд. рублей.
Так, на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов будет дополнительно направлено 24,3 млрд. рублей и в целом объем расходов на указанные цели в 2012 году составит 37,9 млрд. рублей.
Комитет отмечает, что такой объем ассигнований с учетом остатков средств на 1 января 2012 года в сумме 9,1 млрд. рублей позволит обеспечить жильем 43,3 тыс. ветеранов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2012 года. В целом в 2008 - 2012 годах на эти цели выделено 255,6 млрд. рублей.
Для завершения обеспечения военнослужащих федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба, постоянным и служебным жильем предусмотрено 2,7 млрд. рублей.
В целях проведения капитального ремонта жилых домов г. Казани, расположенных в зонах гостеприимства в период проведения XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года предусмотрено 2,0 млрд. рублей.
На переселение граждан из зоны развития активных оползневых процессов в Челябинской области будет выделено 2,0 млрд. рублей.
Дополнительные средства в сумме 15,6 млрд. рублей предлагается направить на увеличение оплаты труда отдельных категорий работников, из них:
- на дополнительные выплаты сотрудникам органов внутренних дел и гражданскому персоналу г. Москвы и Московской области 10,7 млрд. рублей;
- на увеличение фонда оплаты труда работников договорных подразделений федеральной противопожарной службы 3,4 млрд. рублей;
- на повышение окладов денежного содержания военнослужащим учебных военных центров или военных кафедр при высших учебных заведениях 586,0 млн. рублей.
На укрепление материально-технической базы учреждений подведомственных Минобрнауки России и повышение стипендии для хорошо успевающих и нуждающихся студентов первых и вторых курсов, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования будет выделено 5,3 млрд. рублей.
В связи с увеличением количества детей, передаваемых на воспитание в семью, на 14 тыс. человек предусмотрены дополнительные средства на выплату единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью в сумме 214,6 млн. рублей.
В связи с принятием решения о предоставлении права женщинам в возрасте свыше 55 лет, проживающим на территории Дальнего Востока, льготного проезда воздушным транспортом в европейскую часть страны и обратно предусмотрено дополнительно 400,0 млн. рублей.
Дополнительные средства будут выделены субъектам Российской Федерации на закупку автобусов отечественного производства в сумме 3,5 млрд. рублей, на приобретение специализированной лесопожарной техники и оборудования - 3,5 млрд. рублей, на развитие материально-технической базы учебных заведений начального и среднего профессионального образования Северо-Кавказского федерального округа - 500,0 млн. рублей.
Инвестиционные расходы федерального бюджета увеличены на 15,0 млрд. рублей, из них на строительство и реконструкцию объектов культуры - 5,5 млрд. рублей, образования - 1,3 млрд. рублей, дорожного хозяйства и транспорта - 3,6 млрд. рублей.
В области культуры средства будут направлены на строительство и реконструкцию объектов общероссийского значения: Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова, Государственного академического Мариинского театра, Русского музея и Летнего сада в городе Санкт-Петербурге, а также строительство учебно-выставочного комплекса Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.
В сфере образования государственная поддержка будет оказана федеральным государственным аграрным университетам городов Санкт-Петербург, Орел и Воронеж, а также Дальневосточному университету, Духовному училищу в Ансамбле Большого Успенского монастыря города Тихвин, Ленинградской области и Московской сельскохозяйственной академии имени К.А. Тимирязева.
В сфере дорожного хозяйства и транспорта средства будут направлены на строительство и реконструкцию мостового перехода через р. Обь в городе Новосибирске, автомобильной дороги Абакан-Саяногорск в Республике Хакасия, а также аэропортного комплекса "Центральный" в городе Саратове.
На мероприятия в сфере информатизации предусмотрено 12,0 млрд. рублей, из них:
- для обеспечения доступа граждан к информации о ходе голосования и процедуре подсчета голосов избирателей в режиме реального времени посредством сети "Интернет", и на создание системы видеотрансляций с избирательных участков на территории Российской Федерации - 11,0 млрд. рублей;
- на ведение и развитие Официального сайта Российской Федерации в сети "Интернет" - 496,3 млн. рублей;
- на защиту информации и аттестацию объектов информатизации МВД России - 379,7 млн. рублей.
В законопроекте предлагается в составе средств, предусмотренных на покрытие дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации, зарезервировать 42 млрд. рублей, в том числе на единовременные выплаты отдельным категориям граждан в связи с 67-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов.
В условиях острой нехватки страховых взносов на выплату трудовых пенсий в федеральном бюджете на 2012 год предусмотрен экономически обоснованный трансферт на покрытие дефицита Фонда в сумме 1 трлн. 75 млрд. рублей при дефицитности федерального бюджета в размере 1,5 процента ВВП.
По мнению Комитета, формирование в составе трансферта на покрытие дефицита Фонда резерва в размере 3,9 процента и направление их на ранее непредусмотренные цели может создать риски по выполнению обязательств Фонда в полном объеме.
Основной особенностью рассматриваемого законопроекта является направление дополнительных нефтегазовых доходов в полном объеме на сокращение дефицита. В результате дефицит федерального бюджета в 2012 году составит 68,1 млрд. рублей или 0,1 процента к ВВП, что на 1,4 процента ниже уровня, утвержденного Законом о бюджете.
При этом существенно изменилась структура источников финансирования дефицита бюджета. Источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета сократились на 800,5 млрд. рублей или на 90 процентов. Источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета увеличены на 7,9 млрд. рублей.
Значительное сокращение внутренних источников финансирования дефицита обусловлено уменьшением объема привлечения средств на внутреннем рынке на 499,1 млрд. рублей, направлением оставшейся части дополнительных нефтегазовых доходов на пополнение Резервного фонда в сумме 318,0 млрд. рублей, а также сокращением объема исполнения государственных гарантий на 11,1 млрд. рублей.
Увеличение источников внешнего финансирования дефицита обусловлено курсовой разницей по государственным ценным бумагам, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте в сумме (+) 695,8 млн. рублей, сокращением объемов привлечения кредитов международных финансовых организаций и увеличением объемов их погашения на общую сумму (-) 5,8 млрд. рублей, а также увеличением предоставления государственных финансовых и экспортных кредитов иностранным государствам и юридическим лицам на (-) 2,8 млрд. рублей.
В связи с изменениями источников финансирования дефицита бюджета законопроектом предусматривается уменьшение в 2012 году верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации на 868,8 млрд. рублей. Верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации увеличен в 2012 году на 8,1 млрд. долл. США или 7,3 млрд. евро или на 16,7 процента.
Государственная Дума неоднократно обращала внимание на необходимость своевременного принятия главными распорядителями нормативно-правовых актов (НПА) по реализации федерального закона о федеральном бюджете. Несвоевременность принятия НПА не позволяет главным распорядителям равномерно и своевременно использовать средства федерального бюджета и является причиной формирования значительных остатков средств на конец финансового года.
Для реализации отдельных статей Федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 - 2014 годов" необходимо было принять и уточнить 82 нормативных правовых акта, в том числе 66 - до начала финансового года.
По данным Счетной палаты по состоянию на 1 апреля 2012 года из 82 нормативных правовых актов: 63 - принято до начала финансового года; 6 - подготовлены и приняты досрочно; 6 - с нарушением установленных сроков от полумесяца до 3 месяцев; 7 - не принято.
По информации Счетной палаты отдельными главными распорядителями не соблюдались установленные Правительством Российской Федерации сроки подготовки нормативных правовых актов об утверждении порядка предоставления субсидий бюджетным учреждениям на финансирование государственного задания на оказание государственных услуг.
Комитет отмечает, что своевременное принятие и актуализация нормативно-правовых актов является важнейшим условием реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Выводы и предложения
1. Комитет отмечает, что положительная тенденция макроэкономических показателей российской экономики, сложившаяся в начале 2012 года, позволила уточнить основные параметры федерального бюджета на 2012 год и почти в 13 раз сократить его дефицит.
Увеличение доходов федерального бюджета в основном обусловлено увеличением прогнозируемых цен на нефть и природный газ, объема ВВП, повышением прогнозируемого курса доллара США по отношению к рублю, увеличением объемов экспорта отдельных товаров и других факторов.
На увеличение расходов федерального бюджета на 2012 год направляются только дополнительные ненефтегазовые доходы в сумме 88,7 млрд. рублей.
Дополнительные нефтегазовые доходы полностью направлены на сокращение дефицита федерального бюджета до 0,1 процента ВВП, что позволило уменьшить государственные заимствования на внутреннем рынке на 28 процентов и сократить расходы на обслуживание государственного долга.
По мнению Комитета, такой сценарий создает риски пересмотра основных параметров федерального бюджета на 2012 год в ближайшее время.
2. Дополнительные источники федерального бюджета направлены, прежде всего, на финансирование социально-значимых мероприятий: обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны, повышение стипендий для хорошо успевающих и нуждающихся студентов, выплату единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, повышение оплаты труда работников подразделений федеральной противопожарной службы и военнослужащих учебных военных центров или военных кафедр при высших учебных заведениях, государственную поддержку объектов культуры, реального сектора экономики и другие мероприятия.
3. Комитет отмечает, что сравнительный анализ динамики макроэкономических показателей, сложившейся за последние годы, показывает их существенное отклонение от прогнозируемых значений.
Неточности в прогнозировании, в частности уровня инфляции, цены на нефть, динамики валютного курса, оказывают существенное влияние на параметры бюджетной системы, а также затрудняют возможности хозяйствующим субъектам выстраивать долгосрочные прогнозы своего развития.
4. Комитет отмечает, что установление в уточненных сценарных условиях цены на нефть марки "Urals" на предельно высоком уровне - 115 долларов США за баррель приводит к увеличению доли нефтегазовых доходов до 50,4 процента, что свидетельствует о сохранении тенденции зависимости федерального бюджета от поступлений нефтегазовых доходов.
В этих условиях Комитет считает необходимым рекомендовать Правительству Российской Федерации до внесения проекта федерального бюджета на 2013-2015 годы внести предложения в Бюджетный кодекс по определению правил использования нефтегазовых доходов на обеспечение сбалансированности федерального бюджета и финансирования инфраструктурных проектов.
5. По итогам исполнения федерального бюджета за первое полугодие 2012 года рекомендовать Правительству Российской Федерации рассмотреть возможность увеличения ассигнований по Федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года".
6. В целях усиления парламентского контроля Комитет предлагает представлять в Государственную Думу одновременно с законопроектом о внесении изменений в федеральный бюджет информацию:
- об изменении Перечня строек и объектов, включенных в ФАИП;
- о предложениях главных распорядителей по перераспределению бюджетных ассигнований в ходе исполнения бюджета, с указанием конкретных направлений увеличения или уменьшения бюджетных расходов и причин такого перераспределения.
7. В целях повышения эффективности бюджетных расходов по оказанию государственных услуг Комитет считает необходимым рекомендовать Правительству Российской Федерации:
ускорить подготовку поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации, предусматривающих разработку федеральными органами исполнительной власти базовых перечней государственных и муниципальных услуг;
с учетом окончания 1 июля 20012 года переходного периода реализации Федерального закона N 83-ФЗ ускорить переход от индивидуальных нормативов к применению главными распорядителями средств федерального бюджета механизма определения групповых и формульных нормативных затрат на оказание государственных услуг при формировании субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания;
разработать механизм и порядок предоставления бюджетных инвестиций бюджетным и автономным учреждениям.
На основании пункта 2 статьи 213 Бюджетного кодекса Российской Федерации Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе утвердить изменения основных характеристик федерального бюджета и принять проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", внесенный Правительством Российской Федерации, в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.