Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 25 сентября 2012 г. N 3.5-03/1070
на Федеральный закон "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал", принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 21 сентября 2012 года, Комитет отмечает.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал" (далее - Соглашение) подлежит ратификации, так как устанавливает правила иные, чем предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации.
Конвенция подписана в городе Москве 20 декабря 2010 года в двух экземплярах каждый на русском, латышском и английском языках, все тексты имеют одинаковую силу. В случае любого расхождения при толковании положений Конвенции применяется текст на английском языке. От имени Российской Федерации Соглашение подписано статс-секретарем, заместителем Министра финансов Российской Федерации С.Д. Шаталовым.
Соглашение основано на проекте типового Соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, которое было утверждено Постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 1992 года N 352 "О заключении межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества", кроме того, договаривающиеся государства руководствовались типовыми моделями, рекомендованными Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) и Организацией Объединенных Наций (ООН).
Целями указанного Соглашения являются создание условий, при обеспечении которых юридические и физические лица обоих договаривающихся государств будут освобождены от двойного налогообложения одних и тех же доходов и имущества как в своем государстве, так и государстве-партнере.
Соглашение применяется к лицам, являющимся резидентами одного из обоих договаривающихся государств, в отношении налогов на доходы. Налогами на доходы считаются все налоги, взимаемые с общего дохода или отдельных его элементов. Соглашением регламентированы правила налогообложения следующих доходов: от недвижимого имущества, прибыли от предпринимательской деятельности, от международных перевозок, а также от капитала и прироста стоимости капитала, доходов физических лиц, а также налогообложение дивидендов, процентов, роялти.
Доходы от недвижимого имущества могут облагаться налогом в том государстве, где имущество фактически находится.
Предусмотрено, что прибыль предприятия одного договаривающегося государства подлежит налогообложению только в этом государстве. Если предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность в другом государстве через постоянное представительство, то налог может быть уплачен в этом другом государстве.
Прибыль резидента договаривающегося государства от эксплуатации морских воздушных судов, автомобильного или железнодорожного транспорта в международных перевозках, подлежит налогообложению налогом только в этом государстве, в котором они эксплуатируются.
Дивиденды, выплачиваемые компанией-резидентом одного договаривающегося государства резиденту другого договаривающегося государства могут, облагаться налогом в другом государстве. В то же время оговорено право взимания налога и в государстве-источнике, однако в этом случае налог не может превышать 5 процентов от общей суммы дивидендов, если компания, имеющая фактическое право на дивиденды, прямо владеет не менее 25 процентов от общего капитала компании, выплачивающей дивиденды, и при этом сумма вложенного капитала должна превышать семьдесят пять тысяч долларов США. Во всех остальных случаях налог не может превышать 10 процентов от общей суммы дивидендов.
Право взимать налоги с процентов, которые выплачиваются по разным долговым обязательствам, предоставлено государству, резидентом которого будет получатель дохода. При этом оговорено право взимания налога в государстве-источнике: налог не должен превышать 5 процентов от общей суммы процентов по кредитам любого типа, во всех остальных случаях налог не может превышать 10 процентов от общей суммы процентов.
Право взимать налоги с роялти предоставлено государству, резидентом которого является их получатель. В то же время оговаривается право взимания налога с роялти в государстве-источнике, в этом случае налог не должен превышать 5 процентов от общей суммы роялти.
Капитал, представленный недвижимым имуществом, которому посвящена статья 6 Соглашения, может облагаться налогом в том государстве, где такое имущество фактически находится.
Соглашение предусматривает режим налогообложения предпринимательской деятельности, связанной с разведкой, эксплуатацией морского дна, недр, природных ресурсов в офшорной зоне.
Капитал, представленный движимым имуществом, составляющим часть коммерческой собственности постоянного представительства, которое предприятие одного договаривающегося государства имеет в другом договаривающемся государстве, или движимым имуществом, относящимся к постоянной базе, находящейся в распоряжении резидента одного договаривающегося государства в другом договаривающемся государстве для цели оказания независимых личных услуг, может облагаться налогом в этом другом государстве.
Капитал, представленный морскими или воздушными судами, автомобильными и железнодорожными транспортными средствами, эксплуатируемыми в международных перевозках, а также движимым имуществом, связанным с эксплуатацией указанных транспортных средств, подлежит налогообложению только в том договаривающемся государстве, резидентом которого является лицо, эксплуатирующее указанные транспортные средства.
Все другие элементы капитала облагаются налогом в государстве резидентства лица, владеющего данным капиталом.
Соглашение предусматривает режим налогообложения доходов физических лиц, аналогичный принятому в международной практике.
Соглашение предполагает использование мер устранения двойного налогообложения, гарантирует недопущение налоговой дискриминации, регулирует процедуру рассмотрения обращений и заявлений налогоплательщиков и разрешение споров, а также вопросы обмена информацией между компетентными органами договаривающихся государств.
Определен порядок прекращения действия Соглашения. К текстам Соглашения на русском и латышском языках имеются поправки технического характера, согласованные с Правительством Латвийской Республики путем обмена дипломатическими нотами. Имеется Протокол к Соглашению, который является неотъемлемой частью Соглашения и уточняет отдельные положения.
Соглашение вступает в силу с даты последнего из уведомлений о выполнении договаривающимися государствами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, коррупциогенные факторы не выявлены.
Финансово-экономическое обоснование, представленное к проекту федерального закона, не предусматривает дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
На основании изложенного Комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал".
Председатель Комитета |
Е.В. Бушмин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.