Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера от 27 ноября 2012 г. N 3.2-05/1515
на проект федерального закона N 62348-6 "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Трудовой кодекс Российской Федерации",
принятому Государственной Думой 23 ноября 2012 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Трудовой кодекс Российской Федерации" (проект N 62348-6) (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 23 ноября 2012 года, отмечает следующее.
Проект Федерального закона был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации в целях уточнения и совершенствования положений законодательства о порядке разработки и регистрации, а также о содержании и структуре коллективных договоров и соглашений как актов, регулирующих социально-трудовые отношения на различных уровнях социального партнерства, с учетом сложившейся практики коллективно-договорного регулирования в кризисных условиях.
Поскольку частью второй статьи 33 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) установлено, что при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей, Федеральным законом уточняется, что в случае отсутствия на федеральном, межрегиональном, региональном или территориальном уровне социального партнерства отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей его полномочия может осуществлять соответственно общероссийское, межрегиональное, региональное, территориальное объединение работодателей, но при условии, что состав членов такого объединения отвечает требованиям, установленным Федеральным законом от 27 ноября 2002 года N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей" для соответствующего отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей.
Федеральным законом статья 46 Трудового кодекса, определяющая основные требования к содержанию и структуре соглашения, заключаемого между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях, дополнена требованием об обязательном указании в соглашении срока его действия и установлении порядка осуществления контроля за выполнением соглашения. Это дополнение представляется весьма актуальным, поскольку часть первая статьи 46 Трудового кодекса до принятия Федерального закона содержала очень широкую формулировку об определении содержания и структуры соглашения только по договоренности сторон, свободных в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение.
Положительное влияние на содержание будущих соглашений между полномочными представителями работников и работодателей окажут внесенные Федеральным законом уточнения и дополнения закрепленного в части второй статьи 46 Трудового кодекса примерного перечня вопросов, включаемых в соглашения. Указанный перечень носит рекомендательный характер, но призван помочь сторонам соглашения определить круг взаимных обязательств, требующих урегулирования.
Федеральный закон устанавливает, что в соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по вопросам оплаты труда, гарантий, компенсаций и льгот работникам, режима труда и отдыха, занятости, условий высвобождения работников, повышения их квалификации, условий и охраны труда, развития социального партнерства (в том числе участия работников в управлении организацией), дополнительного пенсионного страхования и другие определенные сторонами вопросы.
Внесенное Федеральным законом дополнение статьи 47 Трудового кодекса об обязанности сторон коллективных переговоров о заключении соответствующего соглашения в течение трех месяцев со дня начала переговоров, а при проведении коллективных переговоров по подготовке проекта генерального соглашения в течение шести месяцев со дня их начала, на согласованных к этому времени условиях с одновременным составлением протокола разногласий позволит максимально сблизить устанавливаемые Трудовым кодексом требования к порядку разработки и принятия соглашений, с одной стороны, и коллективных договоров (часть вторая статьи 40 Трудового кодекса), с другой стороны.
Часть первая статьи 50 Трудового кодекса дополнена Федеральным законом положением, уточняющим, что отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства, и межрегиональные соглашения в установленный указанной статьей срок направляются для регистрации в уведомительном порядке в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а коллективные договоры, региональные и территориальные соглашения - в соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Установлено также, что законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность наделения органов местного самоуправления полномочиями по регистрации коллективных договоров и территориальных соглашений, что соответствует положениям части 2 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В связи с указанным выше дополнением статьи 50 Трудового кодекса положением о регистрации коллективных договоров, региональных и территориальных соглашений соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Федеральный закон вносит также дополнение в статью 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и относит к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, осуществление уведомительной регистрации региональных соглашений, территориальных соглашений и коллективных договоров.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации, поскольку не содержит вопросов, перечисленных в статье 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Трудовой кодекс Российской Федерации".
Председатель Комитета |
С.М. Киричук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.