Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 85501-6 "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел указанный проект федерального закона, внесенный депутатом Государственной Думы А.А. Агеевым, О.Л. Михеевым.
Законопроектом предлагаются изменения в пункт 17 статьи 17 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), согласно которым предлагается установить для избирателей, участников референдума, работающих на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятых на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), дополнительное требование, обязывающее представлять заявление о включении в список избирателей лично.
Необходимо отметить, что обозначенная в пояснительной записке к законопроекту идея недопустимости "неоднократного голосования" заслуживает безусловной поддержки.
В то же время в соответствии с частью 17 статьи 17 Федерального закона информация о поступлении заявления от избирателя, участника референдума передается в участковую комиссию, где данный избиратель, участник референдума включен в список избирателей, участников референдума по месту жительства, через соответствующую территориальную комиссию (если место жительства избирателя, участника референдума находится на территории того же субъекта Российской Федерации) либо избирательную комиссию субъекта Российской Федерации (если место жительства избирателя, участника референдума находится на территории другого субъекта Российской Федерации).
Участковая комиссия в графе "Особые отметки" списка избирателей, участников референдума делает отметку: "Включен в список избирателей (участников референдума) на избирательном участке (участке референдума) N" с указанием номера избирательного участка, участка референдума и при необходимости наименования субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Федеральный закон содержит правовой механизм, направленный на то, чтобы обеспечить голосование избирателя, участника референдума только на одном избирательном участке и внесение в часть 17 статьи 17 Федерального закона изменений, предусмотренных законопроектом, представляется излишним.
Законопроектом предлагается установить норму, согласно которой любой из членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса при содействии сотрудников полиции соответствующих территориальных управлений (отделов) внутренних дел вправе проверить сообщенные заявителем в соответствии с частью 17 статьи 17 Федерального закона сведения.
Следует учитывать, что в соответствии с Федеральным законом (пункт 21 статьи 2) избирательная комиссия является коллегиальным органом и в соответствии с пунктом 5 статьи 20 избирательные комиссии вправе обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона, член же избирательной комиссии с правом решающего голоса обращаться в правоохранительные органы в рамках своих полномочий не может.
Кроме того, автором законопроекта не регламентируется механизм проверки сведений о нарушениях избирательного законодательства, учитывая, что место жительства избирателя, участника референдума может находиться как на территории того же субъекта Российской Федерации, так и на территории другого субъекта Российской Федерации.
В представленном законопроекте имеет место правовая неопределенность в отношении содействия сотрудником полиции в проверке сообщенных заявителем в соответствии с пунктом 17 статьи 17 Федерального закона сведений и необходимости участия сотрудника полиции в данной процедуре.
Аналогичные замечания относятся к предлагаемым законопроектом изменениям в Федеральный закон от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и Федеральный закон от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации".
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует рассматриваемый законопроект отклонить.
Утверждено на заседании Комитета 22 ноября 2012 г.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.