Официальный отзыв Правительства РФ
на проект федерального закона N 85501-6 "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации",
внесенный депутатом Государственной Думы А.А. Агеевым
Досье на проект федерального закона
Правительством Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается изложить в новой редакции пункт 17 статьи 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), закрепив за избирателями, участниками референдума, работающими на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятыми на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), и не имевшими возможности получить открепительное удостоверение, обязанность лично подавать заявление в участковую комиссию о включении их в список избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума по месту их временного пребывания.
Кроме того, членам участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса предлагается предоставить право в течение 24 часов при содействии сотрудников полиции соответствующих территориальных управлений (отделов) внутренних дел проверить сведения, сообщенные заявителем в соответствии с пунктом 17 статьи 17 Федерального закона. По результатам проверки участковая избирательная комиссия обязана незамедлительно принять решение либо о включении гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума, либо об отклонении его заявления с указанием причин такого отклонения, вручив заверенную копию этого решения заявителю.
Аналогичные изменения предлагается внести в федеральные законы "О выборах Президента Российской Федерации" и "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
В настоящее время пунктом 17 статьи 17 Федерального закона установлено, что включение граждан, работающих на предприятиях с непрерывном циклом работы и занятых на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), в список избирателей по месту временного пребывания осуществляется на основании личного письменного заявления, что является гарантией защиты избирательных прав граждан.
В соответствии с положениями части 6 статьи 15 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" списки избирателей по избирательным участкам, образованным в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и других местах временного пребывания), на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях, составляются соответствующими участковыми избирательными комиссиями не позднее дня, предшествующего дню голосования, на основании сведений об избирателях, представляемых руководителем организации, в которой избиратель временно пребывает, капитаном судна, начальником полярной станции.
Аналогичные требования содержатся в пункте 5 статьи 26 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации", а также в части 6 статьи 42 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации".
Таким образом, кроме представления в участковую избирательную комиссию личного письменного заявления дополнительной гарантией включения гражданина в списки избирателей только на одном избирательном участке является обязанность руководителя организации, в которой избиратель временно пребывает, направить соответствующие сведения в участковую избирательную комиссию.
Также следует отметить, что положения пункта 4 статьи 17 Федерального закона обеспечивают возможность установления аналогичного правового механизма в законодательстве субъектов Российской Федерации, что является гарантией защиты избирательных прав граждан при проведении выборов, референдума не только федерального, но и иных уровней.
Таким образом, в рамках рассматриваемого вопроса законодательством Российской Федерации о выборах предусмотрен достаточный и эффективный правовой механизм защиты избирательных прав граждан.
Что касается положений законопроекта о проверке членами участковой избирательной комиссии сведений, сообщенных заявителем в соответствии с пунктом 17 статьи 17 Федерального закона, то предложенная законопроектом формулировка вызывает правовую неопределенность в отношении порядка взаимодействия членов комиссии с сотрудниками полиции соответствующих территориальных управлений (отделов) внутренних дел, сведений, подлежащих проверке, а также порядка осуществления указанной проверки.
Кроме того, законопроект предлагает предоставление членам комиссии права, а не обязанности проводить указанную проверку, не определяя при этом, на каком основании тот или иной гражданин может быть ей подвергнут, что может способствовать совершению правонарушений.
Законопроектом также не установлен перечень оснований отклонения заявления гражданина о включении его в список избирателей, участников референдума по месту временного пребывания. Подобная правовая неопределенность не только может повлечь за собой нарушение прав гражданина в случае безосновательного отказа во включении его в указанный список, но и допускает широту дискреционных полномочий, что является коррупционным фактором.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный законопроект.
Заместитель Председателя |
В. Сурков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.