Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 226369-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения"
Досье на проект федерального закона
Положение дел в сфере безопасности дорожного движения приобретает черты глобального кризиса: это вызвано и огромным ростом автомобильного парка, и пренебрежительным отношением водителей к правилам дорожного движения, и отсутствием общей правовой культуры участников дорожного движения, крайним выражением которого является управление автомобилем в пьяном виде, причем не в легкой степени, а в нередких случаях - в полуобморочном состоянии.
В период с 2003 года по 2010 год в результате принятых законодательных мер было зафиксировано снижение количества ДТП с участием пьяных водителей: если в 2003 году их было 24.000 по стране, то далее: 2004 год - 21.500, 2005 год - 19.500, 2007 год - 15.600, 2010 год - 11.845. Это результат таких мер как установление ответственности за повторное управление транспортным средством в состоянии опьянения, ответственности за отказ от освидетельствования на состояние опьянения, введение безальтернативного лишения права управления транспортными средствами за управление транспортным средством в состоянии опьянения и др.
Однако в 2011 году вновь произошел всплеск таких правонарушений: количество их возросло до 12.199, причем прирост продолжается и в 2012 году - за прошедшие девять месяцев этого года уже зафиксировано 9.308 правонарушений с участием пьяных водителей. Это связано с тем, что к принятым ранее мерам люди уже адаптировались, культура вождения за это время не повысилась, а даже наоборот, снизилось количество сотрудников ГИБДД, возникло неоднозначное понимание состояния опьянения и все началось сначала.
Поэтому на сегодняшний день требуется принятие решительных, даже радикальных законодательных мер для исправления возникшей ситуации в целях искоренения пьянства за рулем, результатом которого является гибель людей.
В целях решения этой задачи проектом федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" предлагается усиление административной ответственности за противоправные действия в области дорожного движения, совершенные водителями транспортных средств, находящимися в состоянии опьянения, путем внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также предлагается внести изменение в статью 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения".
В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях с пяти тысяч рублей, установленных в настоящее время, до пятидесяти тысяч рублей увеличивается верхний предельный размер административного штрафа, налагаемого за данный вид правонарушений, и со ста рублей до пятисот рублей повышается нижний предел штрафа. За повторные правонарушения вводится исчисление штрафа в величине, кратной сумме уплаченного административного штрафа за совершение первого административного правонарушения - соответствующие изменения вносятся в статью 3.5 Кодекса.
С трех лет до пяти лет увеличивается срок лишения специального права, и данный вид административного наказания устанавливается в качестве дополнительного внесением изменения в статью 3.3 Кодекса, аналогичное изменение предлагается относительно такого вида наказания как административный арест.
В статьях двенадцатой главы Кодекса, устанавливающих ответственность за правонарушения в области дорожного движения, со ста рублей до пятисот рублей повышается размер нижнего предела административного штрафа, а также фиксированный размер штрафа, в случае, если в настоящее время он установлен в меньшем размере.
Санкции большинства статей, устанавливающих ответственность за правонарушения в области дорожного движения, изменены в сторону повышения в целях приведения их в соответствие с общественной вредностью правонарушения. В настоящее время усматривается явное несоответствие меры ответственности степени общественной вредности противоправного действия.
До одного года увеличивается срок давности привлечения к административной ответственности за ряд административных правонарушений в области дорожного движения с участием водителей транспортных средств, находящихся в состоянии опьянения.
Уточнена редакция статьи 4.6 Кодекса, устанавливающей срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
Значительно ужесточаются санкции в статьях 12.7, 12.8, 12.9, 12.26, 12.27 и в ряде других статей Кодекса, устанавливающих ответственность за правонарушения, отличающиеся значительной степенью общественной вредности, в том числе с участием водителей, находящихся в состоянии опьянения.
Вводятся новые составы правонарушений.
Так, частью 2.1 статьи 12.7 Кодекса устанавливается ответственность за управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортным средством за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 или 1.1 статьи 12.8, статьей 12.26 или частью 3 статьи 12.27 Кодекса с наказанием в виде административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей с административным арестом на срок до пятнадцати суток или обязательные работы на срок от ста до двухсот часов.
Частью 1.1 статьи 12.8 проектируется ответственность за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения в результате употребления наркотических средств, психотропных или иных вызывающих опьянение веществ.
За указанные действия устанавливается ответственность в виде административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на пять лет.
Предлагается ввести ответственность за систематическое нарушение правил дорожного движения, дополнив главу 12 Кодекса новой статьей 12.38.
Соответствующие корреспондирующие изменения вносятся в статьи, устанавливающие компетенцию органов и должностных лиц по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях.
Представляется, что предложенные меры административно-правового воздействия позволят изменить к лучшему положение дел в сфере безопасности дорожного движения.
Указанные изменения предлагается ввести в действие с 1 июля 2013 года.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения"
Для реализации Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" не потребуется дополнительного финансирования из средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия законов и иных нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.