Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 225123-6 "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В 2008 году вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", который определил основные принципы государственной политики содействия развитию малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), разграничил компетенцию федеральных органов исполнительной власти, региональных органов исполнительной власти и местных органов исполнительной власти, а также закрепил основные формы государственной поддержки.
Указанный федеральный закон также установил критерии отнесения субъектов хозяйственной деятельности к числу микро-, малых и средних предприятий, в том числе критерий "независимости происхождения", в соответствии с которым в уставном капитале юридических лиц доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, благотворительных и иных фондов, иностранных юридических лиц и иностранных граждан не должна превышать 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся малыми и средними предприятиями, не должна превышать 25% (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, которые созданы в рамках реализации Федерального закона от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности" и деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности).
Однако за время действия федерального закона в Российской Федерации значительно увеличилось финансирование развития инноваций за счет средств государства - как в части фундаментальной науки, так и в части прикладных разработок, в том числе через механизм федеральных целевых программ, через государственные фонды финансирования науки, также была создана современная система институтов развития в сфере инноваций, включающая институты предпосевного и посевного финансирования, венчурные фонды с государственным участием (через ОАО "Российская венчурная компания"), государственную корпорацию "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", ОАО "РОСНАНО" (далее - институты развития), разработан проект инновационной стратегии развития Российской Федерации до 2020 года и утвержден план по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации.
Таким образом, установленные в настоящее время федеральным законом ограничения по структуре капитала для малых и средних предприятий в случае финансирования компаний институтами развития путем вхождения в уставный капитал лишают данные предприятия статуса субъекта МСП, что, в свою очередь, не позволяет им претендовать на государственную финансовую поддержку, пользоваться рядом других установленных законодательно преференций, в том числе льготной арендой и приватизацией государственного и муниципального имущества, преференциями при проведении государственных закупок, льготным подключением к объектам энергетической инфраструктуры, сокращением числа проверок со стороны государственных и муниципальных органов власти и т.д.).
Необходимо отметить, что в соответствии с рекомендациями Комиссии Европейского союза от 6 мая 2003 г., касающимися общеевропейских критериев отнесения хозяйствующих субъектов к МСП, ограничения по структуре капитала не распространяются на случаи участия в капитале МСП институциональных инвесторов, государственных инвестиционных корпораций, венчурных фондов, одновременно указанные рекомендации не предполагают ограничений на участие иностранных юридических лиц и иностранных граждан в уставном капитале субъекта МСП.
В целях устранения законодательных препятствий для развития малых и средних предприятий, получающих поддержку за счет привлекаемого финансирования, а также в целях приведения российского законодательства о малом и среднего предпринимательстве в соответствие с международными определениями предлагается внести изменения в федеральный закон, сняв ограничения в доле участия, принадлежащей одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства в отношении хозяйственных обществ, учредителями которых являются открытое акционерное общество "РОСНАНО", общество с ограниченной ответственностью "Фонд посевных инвестиций Российской венчурной компании", общество с ограниченной ответственностью "Инфраструктурные инвестиции Российской венчурной компании" или некоммерческая организация "Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий" и др.
Учитывая, что установление конкретных организаций, на которые не распространяются соответствующие ограничения федерального закона, невозможно, Правительством Российской Федерации утверждается перечень организаций, на которые не распространяются ограничения по участию в уставном капитале малых и средних предприятий.
Основанием для включения в перечень является соответствие установленным в законе условиям, в том числе:
по организационно-правовой форме;
по участию в реализации государственной поддержки инновационной деятельности, осуществляемой субъектами государственной поддержки инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике".
Еще одним сдерживающим фактором для привлечения инвестиций в Российскую Федерацию является ограничение доли участия в уставном капитале малых и средних предприятий, предусмотренное для иностранных физических лиц. При этом в случае превышения установленного предела в размере 25% данное предприятие теряет возможность пользоваться вышеуказанной поддержкой и преференциями для субъектов МСП.
Указанное ограничение увеличивает риски и стоимость реализации проектов, создаваемых иностранными физическими лицами по сравнению с российскими предпринимателями.
Наличие в законодательстве рассматриваемой нормы затрудняет привлечение прямых иностранных инвестиций в сферу малого и среднего предпринимательства.
Снятие ограничения создаст привлекательные условия для ведения бизнеса иностранными инвесторами на территории Российской Федерации, обеспечив приток новых технологий в условиях высокой конкуренции за капитал.
Одновременно снятие ограничения способствует реализации потенциала, заложенного при формировании Таможенного союза между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией, а также Единого экономического пространства, начавшего полноценно функционировать с 1 января 2012 г.
Учитывая изложенное, законопроектом предлагается снять ограничение на участие иностранных граждан в уставном (складочном) капитале малых и средних предприятий.
В законопроекте предусмотрена также возможность отнесения к субъектам МСП хозяйственных обществ, созданных автономными образовательными учреждениями в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности. Это в первую очередь затрагивает интересы восьми федеральных университетов и трех национальных исследовательских университетов (МИСИС, ВШЭ и МИФИ).
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" потребует принятие актов Правительства Российской Федерации для реализации:
1. Постановление Правительства Российской Федерации об установлении порядка включения организации в перечень организаций, являющихся учредителями хозяйственных обществ, на которые не распространяется ограничение о невозможности превышения двадцати пяти процентов в уставном (складочном) капитале доли участия юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.
Головной исполнитель - Министерство экономического развития Российской Федерации.
Соисполнители:
Министерство образования и науки Российской Федерации;
Министерство регионального развития Российской Федерации;
Министерство финансов Российской Федерации.
Срок разработки - 2 месяца после принятия Федерального закона;
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации об утверждении перечня юридических лиц, на которые не распространяется ограничение о невозможности превышения двадцати пяти процентов в уставном (складочном) капитале доли участия юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.
Головной исполнитель - Министерство экономического развития Российской Федерации.
Соисполнители:
Министерство образования и науки Российской Федерации;
Министерство регионального развития Российской Федерации;
Министерство финансов Российской Федерации.
Срок подготовки - 3 месяца после принятия Федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.