Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
на проект федерального закона N 53687-6 "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" (о проведении судебных заседаний с использованием систем видеоконференц-связи),
внесенный Верховным Судом Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 53687-6 "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации", внесенный Верховным Судом Российской Федерации предполагает возможность использования систем видеоконференц-связи при проведении судебных заседаний по инициативе суда и при наличии технической возможности осуществления такой связи. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил в Постановлении N 12 от 17 февраля 2011 года "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" что понимать под технической возможностью. Согласно пункту 24 указанного Постановления под технической возможностью следует понимать наличие в суде исправной системы видеоконференц-связи и объективной возможности проведения судебного заседания данным способом в пределах установленного законом срока рассмотрения дела.
Проведение судебных заседаний с использованием систем видеоконференц-связи уже предусмотрено в Уголовно-процессуальном кодексе и в Арбитражном процессуальном кодексе. Введение подобной новеллы в Гражданский процессуальный кодекс имеет большое значение, на что справедливо указывается в пояснительной записке к законопроекту.
Во-первых, внесение данных поправок в Гражданский процессуальный кодекс соответствует духу Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007-2012 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации N 583 от 21 сентября 2006 года, а также Концепции Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы", утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации N 1735-р от 20 сентября 2012 г., в которых говорится, в частности, о необходимости внедрения автоматизированных систем в деятельность органов судебной системы для упрощения достижения целей правосудия. К тому же, внесение указанных поправок служит цели унификации гражданского процессуального и арбитражного процессуального законодательства.
Во-вторых, использование систем видеоконференц-связи при проведении судебных заседаний позволит сократить сроки рассмотрения гражданских дел и повысить доступность правосудия, избежать излишних финансовых и временных затрат для участников процесса. К тому же, использование видеоконференц-связи делает более доступным правосудие для лиц с ограниченными физическими возможностями и для лиц, свобода передвижения которых ограничена.
Законопроектом предусмотрен запрет на использование видеоконференц-связи только в случае проведения закрытого судебного заседания в связи с необходимостью обеспечения сохранности сведений, составляющих охраняемую законом тайну. Технические неполадки в системе не исключают возможности их использования в дальнейшем, а являются лишь основанием для отложения судебного разбирательства.
Современное развитие техники и телекоммуникационных систем позволяет совершенствовать и модернизировать действующее гражданское процессуальное законодательство.
Основываясь на вышесказанном Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству поддерживает концепцию законопроекта N 53687-6 "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации", внесенный Верховным Судом Российской Федерации.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.