Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
по проекту федерального закона N 52255-6 "О ратификации Конвенции о правах инвалидов", внесенному Президентом Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей (соисполнитель) в пределах вопросов ведения рассмотрен проект федерального закона N 52255-6 "О ратификации Конвенции о правах инвалидов", внесенный Президентом Российской Федерации.
Законопроектом предлагается ратифицировать Конвенцию о правах инвалидов, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006г., направленную на защиту прав инвалидов, борьбу с их дискриминацией и обеспечение полноценного участия людей с ограниченными возможностями здоровья в жизни общества.
Конвенцией устанавливаются общие принципы правового статуса инвалида, перечень личных (гражданских), политических, социально-экономических и культурных прав и основные гарантии их реализации.
Конвенцией в отдельные статьи выделены вопросы защиты прав женщин-инвалидов и детей-инвалидов, как наиболее уязвимых и нуждающихся в социальной поддержке категорий населения. Согласно ст. 6 и ст. 7 Конвенции государства-участники должны принимать все меры для обеспечения всестороннего развития, расширения прав и возможностей женщин, а также для полного осуществления детьми-инвалидами всех прав и свобод наравне с другими детьми. Так, исходя из положений Конвенции, государства-участники должны обеспечить соблюдение следующих требований:
1. Недопущение разлучения ребенка с родителями по причине инвалидности ребенка, либо одного или обоих родителей (ч. 4 ст. 23);
2. Создание условий для семейного воспитания ребенка-инвалида, а при отсутствии такой возможности - привлечение к воспитанию и уходу его родственников, либо создание семейных условий для проживания ребенка в местном сообществе (п. 5 ст. 23);
3. Соблюдение равенства прав детей-инвалидов в отношении семейной жизни, недопущение сокрытия детей-инвалидов, уклонения от ухода за ними, снабжение детей-инвалидов и их семей всесторонней информацией, услугами и поддержкой (п. 3 ст. 23);
4. Отсутствие дискриминации и равенство возможностей в получении образования (ст. 24), а также равный с другими детьми доступ детей-инвалидов к участию в играх, в проведении досуга и отдыха, в спортивных мероприятиях, включая мероприятия в рамках школьной программы (ч. 5 ст. 31).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "ч. 5 ст. 31" следует читать "ч. 5 ст. 30"
Кроме того, согласно ч. 2 ст. 18 Конвенции дети-инвалиды должны регистрироваться сразу же после рождения. С момента рождения они имеют право на приобретение гражданства, а также, в наиболее возможной степени, право знать своих родителей и право на их заботу.
В целом основные положения действующего российского законодательства, в том числе в сфере социальной защиты инвалидов, соответствуют нормам Конвенции. Они основаны на тех же принципах и нормах международно-правовых актов о правах и свободах человека. Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" адаптирует и конкретизирует международно-правовые нормы и принципы социальной политики в отношении инвалидов применительно к российским условиям. В то же время, Конвенция содержит ряд новых положений, для реализации которых потребуется внесение изменений и дополнений в указанный и другие федеральные законы.
Так в законодательстве Российской Федерации необходима предметная проработка вопросов обеспечения детям-инвалидам возможности получения дошкольного воспитания и образования в общеобразовательных и детских дошкольных учреждениях общего типа, приспособленных для их посещения такими детьми, основываясь на принципах инклюзивного образования.
Статья 24 Конвенции обязывает государства-участники обеспечивать инклюзивное образование на всех уровнях и обучение инвалидов в течение всей жизни. При этом дети-инвалиды не должны исключаться из системы бесплатного и обязательного образования в общеобразовательных учреждениях по причине инвалидности. Также из ст. 24 Конвенции вытекает необходимость принятия государством необходимых мер по созданию детям-инвалидам необходимых условий для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. В связи с этим, ч. 4 ст. 24 Конвенции обязывает государства принимать надлежащие меры для привлечения на работу учителей, в том числе учителей-инвалидов, владеющих жестовым языком и/или азбукой Брайля, а также для обучения специалистов и персонала, работающих на всех уровнях системы образования, использованию методов оказания поддержки инвалидам. С целью приведения законодательства Российской Федерации в соответствие со ст. 24 Конвенции и обеспечения ее реализации потребуется внесение изменений и дополнений в федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также в иные законы и подзаконные акты, регулирующие вопросы дошкольного воспитания и образования детей-инвалидов.
Также Комитет считает необходимым отметить, что согласно ст. 9 Конвенции, государства-участники обязаны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах (т.е. должны быть приняты меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности таких объектов и услуг).
При реализации Государственной программы "Доступная среда" на 2011-2015 годы (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2011 N175) участие субъектов РФ в мероприятиях по обеспечению беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам при утверждения ими своих региональных программ предусмотрено с 2013 года. В настоящее время еще не во всех субъектах разработаны программы по формированию доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения. Комитет считает, что в связи с тем, что положения, предусмотренные Государственной программой "Доступная среда" реализованы не в полной мере, это может стать препятствием в соблюдении требований ст. 9 Конвенции.
По мнению Комитета, ратификация Конвенции ускорит процесс формирования беспрепятственного доступа инвалидов к приоритетным объектам жизнедеятельности, создаст дополнительные гарантии обеспечения и защиты социальных и экономических прав инвалидов, а также послужит ориентиром для дальнейшего совершенствования правового регулирования и практической деятельности в сфере социальной защиты инвалидов, в том числе детей-инвалидов и женщин-инвалидов.
С учетом изложенного, Комитет по вопросам семьи, женщин и детей рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 52255-6 "О ратификации Конвенции о правах инвалидов", внесенный Президентом Российской Федерации, в первом чтении.
Первый заместитель |
Е.Ю. Семёнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.