Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 52255-6 "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" (внесен Президентом Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 52255-6 "О ратификации Конвенции о правах инвалидов", внесенный Президентом Российской Федерации, предусматривает ратификацию Конвенции о правах инвалидов (далее - Конвенция), которая была принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 13 декабря 2006 года.
24 сентября 2008 года Российская Федерация подписала Конвенцию, которая относится к числу многосторонних международных договоров в области прав человека. Подписание Конвенции явилось свидетельством согласия Российской Федерации с теми основополагающими принципами, на которых строится современная политика государства в отношении инвалидов, о готовности страны к соблюдению международных стандартов политических, экономических, социальных, юридических и иных жизненно важных прав инвалидов. Логическим продолжением этих шагов должна стать ратификация Конвенции о правах инвалидов. По состоянию на апрель 2012 года Конвенцию ратифицировали 112 стран.
Конвенция содержит 50 статей, направленных на защиту инвалидов и осуществление ими всех прав человека, ликвидацию дискриминации по отношению к ним, обеспечение их права на работу, здравоохранение, образование и полное участие в жизни общества, доступа к правосудию, личной неприкосновенности, свободы от эксплуатации и злоупотреблений, свободы передвижения, индивидуальной мобильности, а также на создание эффективных правовых механизмов обеспечения этих прав.
Общими принципами Конвенции являются, в частности, уважение достоинства и независимости инвалида, его личной самостоятельности, недискриминация, полное и эффективное вовлечение и включение инвалидов в общество, уважение особенностей инвалидов, а также уважение прав детей-инвалидов.
В Конвенции излагаются общие обязательства государств-участников в отношении прав инвалидов. В частности, государства-участники обязуются обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод всеми инвалидами без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности, принимать все надлежащие законодательные, административные и иные меры для осуществления прав инвалидов, а также при разработке и применении законодательства и стратегий в отношении инвалидов привлекать инвалидов и организации, которые их представляют.
В Конвенции взамен доминировавшего прежде "медицинского" подхода к инвалидности закрепляется так называемый правовой или "социальный" подход, который заключается в том, что человек является инвалидом не по причине нарушений здоровья, а по причине барьеров, с которыми он сталкивается.
Хотя инвалиды всегда были наделены теми же правами, что и все другие люди, впервые их права комплексно закреплены в этом, имеющем обязательную силу международном договоре.
Не устанавливая новых прав для инвалидов, Конвенция описывает и разъясняет, как уже существующие права и свободы должны реализовываться с учетом имеющейся у человека инвалидности. Конвенция определяет, когда необходимо принятие дополнительных мер для того, чтобы инвалиды могли наравне с остальными лицами реализовывать свои права. Конвенция также определяет случаи нарушения прав человека, вызванные наличием у лица инвалидности, и случаи, когда защита прав инвалидов должна быть усилена.
Конвенцией особо выделены позиции, касающиеся семьи, защиты прав женщин и детей. Большое внимание уделено организации образования инвалидов, охране здоровья, предотвращению насилия и эксплуатации.
Положения Конвенции предполагают контрольный механизм, заключающийся в регулярном предоставлении докладов государствами-участниками специально созданному в целях объективной оценки выполнения государствами, ратифицировавшими Конвенцию, ее положений Комитету по правам инвалидов. Кроме того, Конвенция предусматривает обязанность государств-участников создавать специальные механизмы для осуществления контроля и мониторинга прав инвалидов на национальном уровне.
Действующее российское законодательство, в том числе в сфере социальной защиты инвалидов, в целом соответствует нормам Конвенции. В то же время реализация положений Конвенции потребует совершенствования действующих и введения новых механизмов обеспечения прав инвалидов, создания условий для их социальной интеграции.
Вместе с тем предлагаемый Конвенцией подход в реализации прав инвалидов позволяет по-новому взглянуть на эффективность использования выделяемых финансовых ресурсов, направляемых на социальную защиту инвалидов, предлагая механизмы повышения такой эффективности их использования. В настоящее время такой подход уже реализуется в рамках государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы, которой предусмотрено финансирование в 2014-2015 годах запланированных Программой мероприятий за счет средств федерального бюджета в объеме 10 млрд. рублей ежегодно.
Ратификация Конвенции создает дополнительные гарантии осуществления и защиты прав инвалидов и обеспечения им равных с другими лицами возможностей реализации своих конституционных прав и свобод и полного участия в жизни общества. Она создает основу активной социальной политики государства в отношении инвалидов и совершенствования правового регулирования и практической деятельности в сфере социальной защиты, реабилитации и социальной интеграции инвалидов.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию законопроекта.
У Правового управления Государственной Думы замечаний по законопроекту не имеется.
Учитывая изложенное, Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 52255-6 "О ратификации Конвенции о правах инвалидов".
Председатель Комитета |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.