Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 52459-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"
(о включении в реализацию программ, финансируемых с участием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, домов блокированной застройки) внесен Государственным Советом Удмуртской Республики
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 52459-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", внесенный Государственным Советом Удмуртской Республики, направлен на включение в реализацию программ, финансируемых за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд), домов блокированной застройки.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ) под аварийным жилищным фондом понимается совокупность жилых помещений в домах, которые признаны до 1 января 2010 года или в случае, предусмотренном главой 6.1 настоящего Федерального закона, до 1 января 2009 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. При этом аварийным жилищным фондом для целей Федерального закона N 185-ФЗ является не весь аварийный жилищный фонд в Российской Федерации, а только состоящий из совокупности признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу многоквартирных домов.
Указанные положения Федерального закона N 185-ФЗ основаны на статье 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой установление порядка признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции находится в ведении Правительства Российской Федерации.
Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции". При этом данный порядок распространяется только на многоквартирные дома.
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству считает возможным обратить внимание на то, что приведенным выше законодательством не предусматривается признание аварийными и подлежащими сносу или реконструкции домов блокированной застройки, вследствие чего предлагаемые изменения будут вступать в противоречие со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, положения законопроекта не согласуются с положениями Федерального закона от 25 декабря 2012 года N 270-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", согласно которому предусмотрено предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан только из жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
В то же время необходимо отметить, что в отношении домов блокированной застройки, относящихся к государственному или муниципальному жилищному фонду и нуждающихся в капитальном ремонте на момент приватизации, существуют обязательства государства по капитальному ремонту.
В Жилищном кодексе Российской Федерации дается определение понятию "квартира". Так, согласно части 3 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Однако, Жилищным кодексом Российской Федерации не определяется понятие "многоквартирный дом", хотя в законодательстве Российской Федерации приводятся формулировки, которые являются неоднозначными и требуют введения четких и отличительных признаков.
В частности, в соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Кроме того, подразумевается, что многоквартирный дом имеет общее имущество.
Одновременно с этим в градостроительном законодательстве Российской Федерации многоквартирными домами признаются также дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования (пункт 3 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса).
Таким образом, обозначенная Государственным Советом Удмуртской Республики проблема является достаточно актуальной, однако требующей комплексного подхода в законодательном регулировании отношений, возникающих при определении статуса домов блокированной застройки в целях проведения в них капитального ремонта или признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. И, в частности, требуется разработка единого подхода к определению понятия "многоквартирный дом", для чего необходимо внесение изменений в гражданское, жилищное и градостроительное законодательство Российской Федерации.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству не поддерживает проект федерального закона N 52459-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в представленной редакции.
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.