Заключение Правительства РФ
на проект федерального закона N 56016-6 "О внесении изменения в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации",
вносимый в Государственную Думу Думой Ставропольского края
Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предлагается внести изменение в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), предусматривающее возможность определять расчетный размер трудовой пенсии в случае, если документы о заработке застрахованного лица утрачены по причинам, от него не зависящим (в результате боевых действий во время вооруженных конфликтов на территории Российской Федерации, пожара, наводнения, иного стихийного бедствия), исходя из среднемесячного заработка работника соответствующей профессии и квалификации, осуществляющего аналогичную деятельность.
В случае невозможности определения расчетного размера трудовой пенсии в таком порядке предлагается исчислять его исходя из среднемесячного заработка в Российской Федерации по состоянию на декабрь 2001 г.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд в течение трудовой деятельности до 1 января 2002 г.
Таким образом, застрахованному лицу предоставлена возможность выбрать наиболее выгодный для него вариант определения расчетного размера пенсии.
При этом согласно пункту 12 статьи 30 Федерального закона применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона.
В соответствии с указанным порядком среднемесячный заработок при назначении или перерасчете размера пенсии определяется на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими государственными и муниципальными органами, организациями (за периоды до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования), или на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (за периоды после регистрации в качестве застрахованного лица).
Таким документом за период до регистрации в качестве застрахованного лица является справка о заработке. Такая справка выдается на основании первичных бухгалтерских документов (лицевых счетов, платежных ведомостей и других) работодателями либо государственными (муниципальными) органами. В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.
Какой-либо особый порядок подтверждения среднемесячного заработка лиц, документы о заработке которых утрачены, пенсионным законодательством не предусмотрен. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается.
В случае утраты соответствующих документов в результате стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, в порядке исключения, принимают документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на конкретном предприятии. К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии, членов профсоюзов, членов комсомола и их соответствующие билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Следует иметь в виду, что основной принцип пенсионного обеспечения заключается в установлении пенсии в соответствии с результатами труда каждого работника на основании его трудового стажа и его заработка. В связи с этим какие-либо усредненные показатели не могут быть приняты во внимание при расчете размера пенсии.
Согласно финансово-экономическому обоснованию реализация законопроекта потребует выделения дополнительных средств из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в размере 102 млн. рублей. При этом сумма дополнительных расходов рассчитана исходя из численности граждан, у которых не сохранились документы о заработке, являющихся получателями пенсий в Ставропольском крае. В связи с этим в целом оценить финансовые последствия реализации законопроекта не представляется возможным. Вместе с тем законопроект не определяет источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств на его реализацию, что не соответствует требованиям статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 6 Федерального закона.
В связи с изложенным проект федерального закона Правительство Российской Федерации не поддерживает.
Заместитель Председателя |
В. Володин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.