Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по экономической политике от 18 декабря 2012 г. N 3.6-04/1464
на проект федерального закона N 56775-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по экономической политике рассмотрел на своем заседании Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 14 декабря 2012 года, и отмечает следующее.
Названный Федеральный закон направлен на увеличение размера (квоты) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций с 25 до 50 процентов.
Учитывая, что с 1 января 2012 года минимальный размер уставного капитала страховых компаний должен составлять 60 млн. рублей для осуществления обязательного медицинского страхования, 120 млн. рублей для осуществления добровольного медицинского страхования от несчастных случаев и болезней, 240 млн. рублей для осуществления страхования жизни и 480 млн. рублей для осуществления перестрахования, к концу 2011 года совокупный дефицит уставного капитала российских страховых компаний составил более 20 млрд. рублей.
Согласно данным Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), установленная Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" допустимая квота в размере 25 % участия иностранного капитала в уставных фондах страховых компаний была исчерпана в первом квартале 2011 года. В связи с чем, ФСФР России была вынуждена отказывать в выдаче разрешений на увеличение уставного капитала российским страховым организациям с иностранным участием.
Принимая во внимание предложения экспертов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в рамках консультаций и в ходе переговоров по присоединению Российской Федерации к ВТО, о снятии имеющихся ограничений, законопроектом предлагается увеличить ранее установленную квоту до 50 процентов.
По мнению Комитета, реализация положений Федерального закона позволит повысить капитализацию российских страховых организаций, а также будет способствовать развитию конкуренции в данном секторе экономики и улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации.
Следует отметить, что текст Федерального закона ко второму чтению претерпел некоторые изменения за счет внесения депутатами Государственной Думы многочисленных поправок, в основном, уточняющего характера. При этом было изменено название Федерального закона и внесены отдельные дополнения, касающиеся вопросов формирования и использования единой базы обязательного страхования, учета новых видов страхования, ранее не предусмотренных Законом Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации", порядка выдачи и отказа в выдаче лицензии органом страхового надзора соискателю лицензии, в том числе на осуществление дополнительных видов страхования, на осуществление перестрахования или на осуществление взаимного страхования.
Дополнительные поправки были отражены в виде внесения отдельных изменений в ряд федеральных законов, в частности:
в Законе Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" расширен перечень видов страхования, которые могут быть указаны в лицензии, выдаваемой страховщику (перечень дополнен формулировкой "иные виды страхования, предусмотренные федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования");
в Федеральном законе "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" на полтора года приостановлено действие норм, касающихся внесения страховщиком в автоматизированную информационную систему обязательного страхования сведений, представленных страхователем при заключении договора обязательного страхования, или в случае их изменения;
в Федеральном законе "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на полтора года перенесен срок вступления в силу требования о недопустимости заключения договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
в Федеральном законе "О национальной платежной системе" на один год перенесен срок вступления в силу отдельных положений порядка использования электронных средств платежа.
В соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации, данный Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы текста Федерального закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации, коррупциогенные факторы не выявлены.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Совета Федерации по экономической политике считает целесообразным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.Ю. Молчанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.