Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 79403-6 "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и в статью 9 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" (в части приватизации объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии и тепловых сетей) внесенного депутатами Государственной Думы М.Л. Шаккумом, М.Х. Юсуповым, А.В. Кнышовым, Д.В. Волковым, Б.К. Балашовым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рассмотрел проект федерального закона N 79403-6 "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и в статью 9 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" (в части приватизации объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии и тепловых сетей), внесенный депутатами Государственной Думы М.Л. Шаккумом, М.Х. Юсуповым, А.В. Кнышовым, Д.В. Волковым, Б.К. Балашовым, и отмечает следующее.
Проект федерального закона предусматривает внесение отдельных изменений в Федеральный закон от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и Федеральный закон от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в части приватизации объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, а также объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения и нецентрализованных систем холодного водоснабжения.
Статьей 1 законопроекта допускается приватизация объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, но с выполнением следующих условий:
- обязанность покупателей в течение не менее 20 лет предоставлять потребителям соответствующие услуги по регулируемым тарифам;
- осуществить реконструкцию и модернизацию объектов в соответствии с инвестиционной программой не позднее 10 лет с момента приватизации.
Однако, предлагаемый законопроектом новый способ приватизации в форме продажи государственного или муниципального имущества на конкурсе с инвестиционными условиями не предусмотрен частью 5 статьи 13 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества". По нашему мнению реализация указанного способа приватизации не позволит контролировать целевое использование инвестируемых средств для выполнение инвестиционных условий, принятых на себя покупателем при покупке такого имущества.
В законодательстве не в полной мере раскрыты понятия "жилищный фонд и объекты его инфраструктуры", "объекты энергетики", используемые в статье 30 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества". Таким образом, неясно, какие объекты подпадают под действие положений пункта 1 статьи 30 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Необходимо также учесть, что мероприятия по реконструкции и модернизации объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, которые обязуется осуществить приобретатель таких объектов, включаются в состав инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электроэнергетики и теплоснабжения, и утверждаются государственным регулирующим органом, а также учитываются им при установлении предельных значений цен (тарифов) на соответствующие услуги. В то же время законопроект не содержит правовых последствий отказа государственного регулирующего органа в согласовании программы модернизации (реконструкции), разработанной приобретателем указанных объектов.
Требуется синхронизировать положения, предусмотренные абзацем 7 пункта 5 статьи 30 законопроекта в части условий выкупа имущества, с положениями, установленными пунктом 4 статьи 30 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", согласно которым в случае нарушения собственником условия о сохранении назначения приватизированного объекта социально-культурного и коммунально-бытового назначения в течение срока, установленного решением об условиях приватизации, но не более чем пять лет с момента приватизации, органы местного самоуправления вправе обратиться в суд с иском об изъятии посредством выкупа такого объекта для муниципальных нужд. Также требуют конкретизации положения законопроекта об определении величины выкупа.
Статьей 2 законопроекта предлагается внести изменения в Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", запрещающие отчуждение объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность, а равно передачу указанных объектов и прав пользования ими в залог, переуступку прав пользования ими и внесение таких объектов и прав пользования ими в уставный капитал субъектов хозяйственной деятельности.
С 1 января 2012 года вступили в силу положения статьи 9 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", согласно которой объекты водоснабжения и водоотведения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не подлежат отчуждению в частную собственность, за исключением случаев преобразования государственных и муниципальных предприятий, которым такие объекты принадлежат на праве хозяйственного ведения, в открытые акционерные общества.
В настоящее время приватизация объектов энергетики и централизованных систем горячего и холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, являющиеся основными производственными фондами специализированного унитарного предприятия и составляющие основную часть его имущественного комплекса, возможна исключительно в составе специализированного унитарного предприятия, что фактически позволяет приватизировать большинство объектов инфраструктуры и энергетики.
Рассматриваемый законопроект предлагает полностью запретить любое отчуждение указанных объектов водоснабжения и водоотведения, в том числе путем преобразования унитарных предприятий в сфере водоснабжения и водоотведения в открытые акционерные общества, и направлен на стимулирование использования различных форм государственно-частного партнерства (аренда, концессия) в сфере водоснабжения. В связи со стратегической и социальной значимостью указанной сферы Комитетом поддерживается введение запрета на приватизацию объектов водоснабжения и водоотведения.
В то же время с учетом значительного износа объектов теплоснабжения и электросетевого хозяйства, Комитет считает, что законопроект требует серьезной доработки в части введения полноценного механизма обременения соответствующими обязательствами подлежащих приватизации объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии и тепловых сетей.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству считает возможным поддержать проект федерального закона N 79404-6 "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и статью 9 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.