Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 228222-6 "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (по вопросу включения в страховой стаж гражданам для назначения пенсии периода получения высшего образования по очной форме обучения в государственных или муниципальных организациях высшего образования)
Досье на проект федерального закона
Наиболее качественную теоретическую, научную и практическую подготовку граждане получают по очной форме обучения в учреждениях высшего профессионального образования и послевузовского профессионального образования, продолжая учиться в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре.
Вузовская учеба в течении 5 или 6 лет не легкий путь не только физического, но и интеллектуального труда. Но в страховой стаж для назначения пенсии период учебы не включен. Таким образом граждане, окончившие среднее учебное заведения и поступившие в образовательные организации высшего образования, и даже прослужившие в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях и поступившие по очной форме обучения в ВУЗы, приравниваются к тунеядству.
Но студенты, успешно обучающиеся в ВУЗах получают стипендию - аналог заработной платы. Тем не менее годы учебы в ВУЗе вычеркиваются из трудового и даже страхового стажа для назначения пенсии, так как ВУЗ не отчисляет взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В статье 11 "Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж" Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" имеются периоды, засчитываемые в страховой стаж. К ним относятся период получения пособия по безработице, период содержания под стражей, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, период проживания супругов военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться и т.д.
Таким образом, отдельным категориям предоставляется возможность засчитывать периоды в страховой стаж для назначения пенсии, а для выпускников ВУЗов, успешно обучавшихся и получавших стипендию, такая возможность не предоставляется.
В статье 91 "Учеба, включаемая в общий трудовой стаж" Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" была предусмотрена правовая норма о том, что "подготовка к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включается в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.
Однако, в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в нарушение статей 15 и 55 Конституции Российской Федерации правовая норма статьи 91 была исключена и таким образом были ликвидированы правовые нормы статьи о включении учебы в трудовой стаж.
Цель законопроекта - включить в страховой стаж для назначения пенсии периоды обучения в ВУЗах и послевузовского профессионального образования в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре, т.е. вернуть права гражданам, гарантированные Конституцией Российской Федерации.
С этой целью законопроектом вносится изменение в статью 11 "Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж" Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в виде добавления нового подпункта 9.
Среди восьми подпунктов, по которым указаны периоды, засчитываемые в трудовой стаж, включен новый период подготовки к профессиональной деятельности граждан, обучавшихся и окончивших государственные или муниципальные учреждения высшего профессионального образования по очной форме обучения, а также послевузовского профессионального образования в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре.
Страховой стаж имеет значение только при определении права на трудовую пенсию и на размер пенсии он влияния не оказывает. На размер пенсии оказывает расчетный капитал, который формируется из общей суммы страховых взносов и иных поступлений на финансирование страховой части трудовой пенсии, поступивших в пользу застрахованного лица в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, и пенсионных прав в денежном выражении, приобретенных им до вступления с силу Федерального закона, т.е. до 1 января 2002 года.
Таким образом, наличие не менее 5 лет страхового стажа даст возможность приобрести право гражданам на трудовую пенсию для всех граждан при достижении ими общеустановленного пенсионного возрасти (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин).
Реализация законопроекта может потребовать выделения дополнительных средств из федерального бюджета, но дать точную оценку финансовым последствиям его принятия не представляется возможным. Ориентировочно этот размер может составить от 3 до 4 млрд. рублей в год, так как он повлияет только на ограниченное количество граждан пенсионного возраста.
В случае принятия законопроекта потребуется внесения изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, в Федеральные законы "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" и "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 м 2015 годов".
Принятие проекта федерального закона не предусматривает введение или отмену налогов, освобождение от их уплаты, выпуск государственных займов, изменение финансовых обязательств, внесения изменений в другие федеральные законы, которые предусматривают расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, не потребует дополнительного увеличения численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерацию.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (по вопросу о включении в страховой стаж гражданам для назначения пенсии периода получения высшего образования по очной форме обучения в государственных или муниципальных организациях высшего образования)
Законопроект может потребовать дополнительные финансовые расходы за счет средств федерального бюджета, в размере 3 - 4 миллиардов рублей в год. Законопроект не предусматривает выпуск государственных займов, изменение финансовых обязательств, внесение изменений в другие федеральные законы, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, не потребует дополнительного увеличения численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Перечень законодательных актов, подлежащих разработке и введению в действие или отмене, в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (по вопросу включения в страховой стаж гражданам для назначения пенсии периода получения высшего образования по очной форме обучения в государственных или муниципальных организациях высшего образования)
В случае принятия федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (по вопросу включения в страховой стаж гражданам для назначения пенсии периода получения высшего образования по очной форме обучения в государственных или муниципальных организациях высшего образования) потребуется внесения изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, в Федеральные законы "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" и "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 м 2015 годов".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.