Заключение Правительства РФ
на проект федерального закона N 228222-6 "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", вносимый в Государственную Думу депутатом Государственной Думы М.Н. Берулавой
Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предлагается внести изменения в пункт 1 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), предусматривающие включение в страховой стаж периода подготовки к профессиональной деятельности граждан, обучавшихся и окончивших государственные или муниципальные учреждения высшего профессионального образования и (или) послевузовского профессионального образования по очной форме обучения, а также пребывания в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре.
В соответствии с Федеральным законом при определении права на трудовую пенсию учитывается страховой стаж (суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж). Для приобретения права на трудовую пенсию по старости необходимо наличие не менее пяти лет страхового стажа, а трудовые пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца устанавливаются независимо от продолжительности страхового стажа инвалида и кормильца.
По ранее действовавшему пенсионному законодательству, в соответствии с которым период подготовки к профессиональной деятельности включался в стаж, пенсия по старости на общих основаниях назначалась при общем трудовом стаже не менее 20 лет для женщин и не менее 25 лет для мужчин.
Таким образом, Федеральным законом требования к продолжительности стажа для определения права на трудовую пенсию существенно снижены.
Установленные статьей 11 Федерального закона "нестраховые" периоды, засчитываемые в страховой стаж, отличаются от рассматриваемых законопроектом и не могут быть к ним приравнены.
Следует также отметить, что размер трудовой пенсии зависит от общей суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации, и пенсионных прав в денежном выражении, приобретенных до 1 января 2002 г.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту на его реализацию потребуется ежегодно дополнительное финансирование в размере до 4 млрд. рублей, однако необходимые расчеты не приведены. В связи с этим дать оценку финансовым последствиям принятия законопроекта не представляется возможным.
При этом законопроектом источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств не определены, что не соответствует статье 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статье 6 Федерального закона. Вместе с тем в федеральных законах "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" и "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" бюджетные ассигнования на указанные цели не предусмотрены.
Заместитель Председателя |
В. Сурков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.