Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 61834-6 "О парламентском контроле в Российской Федерации",
внесенный депутатами Государственной Думы И.А. Яровой, Н.Д. Ковалевым, Н.И. Булаевым, Д.В. Савельевым, Р.Г. Абдулатиповым, Г.А. Балыхиным, В.В. Бурматовым, Э.А. Валеевым, Н.Н. Гончаром, В.Ф. Звагельским, А.Е. Карповым, Ф.А. Клинцевичем, И.Е. Костуновым, Н.И. Макаровым, Н.С. Максимовой, С.В. Железняком, В.Н. Пивненко, В.А. Поневежским, С.А. Поповым, И.Н. Руденским, И.К. Родниной, В.С. Тимченко, И.И. Квиткой, Н.В. Панковым, Н.В. Школкиной, М.Х. Вахаевым, В.А. Васильевым, А.Н. Хайруллиным, Д.Ф. Вяткиным, П.М. Федяевым, В.Б. Кидяевым, И.И. Гильмутдиновым, А.Б. Выборным и членами Совета Федерации С.Ю. Орловой, С.Ф. Лисовским, В.В. Рязанским, О.Е. Пантелеевым
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрен указанный проект федерального закона.
Законопроект направлен на урегулирование общественных отношений, связанных с осуществлением парламентского контроля в Российской Федерации.
Под парламентским контролем авторы законопроекта понимают комплекс правовых и организационных мер, осуществляемых палатами Федерального Собрания Российской Федерации, законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации с целью обеспечения исполнения законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также контроль, осуществляемый представительными органами муниципальных образований.
В тексте законопроекта последовательно реализуется конституционный принцип разделения властей. Деятельность органов, осуществляющих парламентский контроль, не подменяет собой деятельность органов исполнительной власти, органов предварительного расследования и суда.
Перечень предусмотренных законопроектом форм парламентского контроля включает формы, уже предусмотренные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами. При этом уточняются правовые механизмы реализации контроля, вводятся дополнительные меры.
В частности, предлагается предусмотреть право Государственной Думы корректировать федеральные целевые программы, предусмотреть включение в состав правительственных комиссий по расследованию причин возникновения обстоятельств чрезвычайного характера и ликвидации их последствий представителей Федерального Собрания Российской Федерации, установить процедуру направления ответственным министром письменного отчета о принятых подзаконных нормативных актах по истечении трехмесячного срока с момента опубликования федерального закона, прямо предусматривающего принятие таких актов.
Законопроект внесен в составе пакета законодательных инициатив, включающего также проект федерального закона N 61844-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования парламентского контроля в Российской Федерации" и проект федерального конституционного закона N 61851-6 "О внесении изменений в статьи 12 и 36 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации".
Принятие указанного пакета законодательных инициатив позволит урегулировать общественные отношения, связанные с осуществлением парламентского контроля, в комплексе, привести меры парламентского контроля в объединенную общими принципами систему, установить общие подходы к осуществлению парламентского контроля, общие правовые гарантии.
Комитет поддерживает концепцию рассматриваемого законопроекта.
Вместе с тем, по мнению Комитета, в ходе дальнейшей работы над законопроектами, входящими в указанный пакет законодательных инициатив, целесообразно обсудить предлагаемый перечень мер парламентского контроля, соотношение парламентского контроля, осуществляемого Федеральным Собранием Российской Федерации и иными представительными органами, уточнить, какими именно законодательными актами должны регулироваться общественные отношения, связанные с осуществлением контроля представительными органами государственной власти и представительными органами местного самоуправления.
В то же время, высказанные замечания не носят концептуального характера и могут быть учтены в ходе подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении.
Учитывая изложенное, Комитет поддерживает рассматриваемый проект федерального закона и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству 3 июля 2012 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.