Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по безопасности и противодействию коррупции
на проект федерального закона N 61834-6 "О парламентском контроле в Российской Федерации",
внесенный депутатами Государственной Думы И.А. Яровой, Н.Д. Ковалевым, Н.И. Булаевым, Д.В. Савельевым, Р.Г. Абдулатиповым, Г.А. Балыхиным, В.В. Бурматовым, Э.А. Валеевым, Н.Н. Гончаром, В.Ф. Звагельским, А.Е. Карповым, Ф.А. Клинцевичем, И.Е. Костуновым, Н.И. Макаровым, Н.С. Максимовой, С.В. Железняком, В.Н. Пивненко, В.А. Поневежским, С.А. Поповым, И.Н. Руденским, И.К. Родниной, В.С. Тимченко, И.И. Квитка, Н.В. Панковым, Н.В. Школкиной, М.Х. Вахаевым, В.А. Васильевым, А.Н. Хайруллиным, Д.Ф. Вяткиным, П.М. Федяевым, В.Б. Кидяевым; Членами Совета Федерации С.Ю. Орловой, С.Ф. Лисовским, В.В. Рязанским
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции рассмотрел проект федерального закона N 61834-6 "О парламентском контроле в Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации, и отмечает следующее.
Парламентский контроль является наиболее эффективной формой влияния и обеспечения народного представительства, а также фактором противодействия коррупции. Институт парламентского контроля включен в правовые системы стран западной Европы и СНГ и является общеправовым элементом.
В настоящее время в Российской Федерации уже сложилась и действует система парламентского контроля. Институт парламентского контроля не является статичным элементом правовой системы России и постоянно развивается. Так, например, в 2005 году был принят Федеральный закон "О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации", а в конце 2008 года в Конституцию Российской Федерации были внесены поправки, касающиеся заслушивания Государственной Думой ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.
Проект федерального закона N 61834-6 "О парламентском контроле в Российской Федерации" направлен на дальнейшее повышение роли законодательных (представительных) органов власти и представительных органов муниципальных образований.
Законопроект концептуально соответствует Конституции Российской Федерации и должен стать системообразующим и базовым для разрозненных в настоящее время форм парламентского контроля. Указанный федеральный закон соответствует конституционному принципу разделения властей и обеспечивает реализацию механизма сдержек и противовесов. Проект дает определение понятия "парламентский контроль", который является одной из функций государственного управления и представляет собой комплекс правовых и организационных мер, осуществляемых палатами Федерального Собрания Российской Федерации, законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации с целью обеспечения исполнения законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также контроль, осуществляемый представительными органами муниципальных образований.
Законопроект содержит новации, предполагающие:
1) наделение Парламента новыми полномочиями, в том числе возможность корректировки федеральных целевых программ, новации в бюджетном процессе, новации, направленные на повышение эффективности использования бюджетных средств;
2) новации, направленные на усиление существующих полномочий парламента.
Так, одной из новых форм парламентского контроля, предлагаемых законопроектом, является включение в состав правительственных комиссий по расследованию причин возникновения обстоятельств чрезвычайного характера и ликвидации их последствий, представителей Федерального Собрания Российской Федерации.
Одной из новаций законопроекта является усиление контроля Парламента за реализацией принятых законов. В настоящее время парламентский контроль в этой сфере ограничивается лишь представлением информации о разработке подзаконных нормативных актов и только в отношении федеральных законов, предусматривающих основания, и (или) порядок, и (или) условия предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки. Законопроектом предлагается установить в законе процедуру направления письменного отчета профильного министра о принятых подзаконных нормативных актах по истечению 3 - х месячного срока с момента опубликования федерального закона, прямо предусматривающего принятие подзаконных нормативных актов.
Комитет отмечает антикоррупционную направленность законопроекта. В частности, проектом предлагается расширить перечень законопроектов, проходящих антикоррупционную экспертизу и установить обязательность включения в официальный отзыв (заключение) Правительства раздела, который бы содержал результаты антикоррупционной экспертизы.
Законопроект прошел правовую экспертизу, замечания правового управления Аппарата Государственной Думы носят юридико-технический характер и будут устранены ко второму чтению.
Законопроект был рассмотрен на заседании Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления и получил положительное заключение.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Государственной Думы безопасности и противодействию коррупции поддерживает проект федерального закона N 61834-6 "О парламентском контроле в Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
И.А. Яровая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.