Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
по проекту федерального закона N 61834-6 "О парламентском контроле в Российской Федерации",
внесенному депутатами Государственной Думы И.А. Яровой, Н.Д. Ковалевым, Н.И. Булаевым, Д.В. Савельевым, Р.Г. Абдулатиповым, Г.А. Балыхиным, В.В. Бурматовым, Э.А. Валеевым, Н.Н. Гончаром, В.Ф. Звагельским, А.Е. Карповым, Ф.А. Клинцевичем, И.Е. Костуновым, Н.И. Макаровым, Н.С. Максимовой, С.В. Железняком, В.Н. Пивненко, В.А. Поневежским, С.А. Поповым, И.Н. Руденским, И.К. Родниной, В.С. Тимченко, И.И. Квитка, Н.В. Панковым, Н.В. Школкиной, М.Х. Вахаевым, В.А. Васильевым, А.Н. Хайруллиным, Д.Ф. Вяткиным, членами Совета Федерации С.Ю. Орловой, С.Ф. Лисовским, В.В. Рязанским
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 61834-6 "О парламентском контроле в Российской Федерации", внесенным депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации, предлагается установить единую систему парламентского контроля, основанную на деятельности палат Федерального Собрания Российской Федерации, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований, с целью обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований.
В качестве правовой основы для расширения контрольных функций представительных органов государственной власти разных уровней, а также представительных органов муниципальных образований авторами законопроекта, согласно пояснительной записке, названа конституционная норма о том, что источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, осуществляющий власть непосредственно или через своих представителей.
В законопроекте обобщены и использованы иные положения Конституции Российской Федерации, Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", ряда других федеральных законов, Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, иных нормативных правовых актов.
Внесенным законопроектом с учетом установленного принципа системности при осуществлении парламентского контроля сохраняется самостоятельность и независимость субъектов парламентского контроля, к которым отнесены Совет Федерации и Государственная Дума, комитеты и комиссии Совета Федерации и Государственной Думы, парламентская комиссия по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, комитеты и комиссии законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также представительные органы муниципальных образований.
Также законопроектом не допускается вмешательство субъектов парламентского контроля в осуществление правосудия, расследование уголовных дел, оперативно-розыскную деятельность, деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляемую в пределах их компетенции.
Согласно законопроекту законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также представительные органы муниципальных образований вправе самостоятельно в пределах своих полномочий осуществлять парламентский контроль с учетом положений федерального закона.
При этом формы и порядок организации парламентского контроля субъектов Российской Федерации и контроля, осуществляемого представительными органами муниципальных образований, должны определяться федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
По мнению Комитета, к достоинствам законопроекта следует отнести идею объединения отдельных элементов парламентского контроля, которые в настоящее время установлены различными нормативными правовыми актами. Заслуживает внимания отнесение к элементам парламентского контроля таких форм деятельности Федерального Собрания, как утверждение Советом Федерации указов Президента Российской Федерации о введении военного положения, о введении чрезвычайного положения, выдвижение Государственной Думой обвинения против Президента Российской Федерации и рассмотрение Советом Федерации вопроса об отрешении Президента Российской Федерации от должности, дача согласия Государственной Думой Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации, решение Советом Федерации вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, рассмотрение Государственной Думой вопросов, связанных с доверием Правительству Российской Федерации, рассмотрение Государственной Думой вопроса о ежегодном отчете Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности и ряда других.
Помимо этого, законопроектом устанавливается ряд новых форм парламентского контроля, среди которых парламентский контроль за нормотворческой деятельностью Правительства Российской Федерации, включающий в себя процедуру направления письменного отчета федерального министра о принятых подзаконных нормативных актах по истечению трехмесячного срока с момента опубликования федерального закона, предусматривающего издание подзаконных нормативных актов.
Новыми формами парламентского контроля, предлагаемыми законопроектом, также являются включение в состав правительственных комиссий по расследованию причин возникновения обстоятельств чрезвычайного характера и ликвидации их последствий, а также в состав наблюдательных советов ряда организаций, создаваемых Российской Федерации на основании федеральных законов, представителей Федерального Собрания Российской Федерации. В рамках указанной формы парламентского контроля, предлагается установить процедуру ежегодного отчета о деятельности указанных представителей на заседаниях профильных комитетов Федерального Собрания Российской Федерации, а также процедуру отзыва и замены указанных представителей.
В целом поддерживая основную идею законопроекта, Комитет считает целесообразным отметить, что внесенный законопроект нуждается в доработке.
Требуют детальной проработки устанавливаемые законопроектом процедуры парламентского контроля в процессе принятия федеральных законов, а также парламентского контроля за работой представителей палат Федерального Собрания Российской Федерации в организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов. Необходимо уточнить порядок привлечения представителей Федерального Собрания Российской Федерации в работе правительственных комиссий по расследованию причин возникновения обстоятельств чрезвычайного характера и ликвидации их последствий.
Кроме того, законопроект должен быть дополнен положениями, регулирующими порядок взаимодействия субъектов парламентского контроля с иными органами государственной власти Российской Федерации.
В целом поддерживая идею включения законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также представительных органов муниципальных образований в перечень субъектов, уполномоченных осуществлять парламентский контроль, Комитет полагает, что в дальнейшем потребуется серьезная работа по введению в практику деятельности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований принципов, заложенных в рассматриваемом законопроекте.
С учетом вышеизложенного, а также принимая во внимание необходимость повышения роли и значения Федерального Собрания Российской Федерации в процессе дальнейшего развития и обновления российского государства, Комитет предлагает, с учетом высказанных замечаний, поддержать концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе его принять в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.