Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по безопасности и противодействию коррупции
на проект федерального закона N 61844-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования парламентского контроля в Российской Федерации",
внесенный депутатами Государственной Думы И.А. Яровой, Н.Д. Ковалевым, Н.И. Булаевым, Д.В. Савельевым, Р.Г. Абдулатиповым, Г.А. Балыхиным, В.В. Бурматовым, Э.А. Валеевым, Н.Н. Гончаром, В.Ф. Звагельским, А.Е. Карповым, Ф.А. Клинцевичем, И.Е. Костуновым, Н.И. Макаровым, Н.С. Максимовой, С.В. Железняком, В.Н. Пивненко, В.А. Поневежским, С.А. Поповым, И.Н. Руденским, И.К. Родниной, В.С. Тимченко, И.И. Квитка, Н.В. Панковым, Н.В. Школкиной, М.Х. Вахаевым, В.А. Васильевым, А.Н. Хайруллиным, Д.Ф. Вяткиным, членами Совета Федерации С.Ю. Орловой, С.Ф. Лисовским, В.В. Рязанским.
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции рассмотрел проект федерального закона N 61844-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования парламентского контроля в Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации, и отмечает следующее.
Проект федерального закона N 61844-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования парламентского контроля в Российской Федерации" разработан в рамках развития института парламентского контроля, предложенного проектом федерального закона N 61834-6 "О парламентском контроле в Российской Федерации".
Законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон от 11 января 1995 года N 4-ФЗ "О Счетной Палате Российской Федерации", Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 27.12.2005 N 196-ФЗ "О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации".
Рассматриваемый проект направлен на развитие форм постоянного финансового контроля и совершенствование парламентского контроля в рамках бюджетного процесса, а также порядка принятия и исполнения федеральных целевых программ
В целях оперативного реагирования по результатам проводимых проверок, а также повышения эффективности финансового контроля законопроектом предлагается в рамках проведения "правительственных часов" в палатах Федерального Собрания установить возможность заслушивания информации Счетной палаты.
Законопроектом также предлагается установить процедуру обязательного рассмотрения на заседаниях профильных комитетов Государственной Думы материалов проверок или ревизий Счетной палаты. По результатам которых, комитеты могут инициировать перед палатой вопрос о начале парламентского расследования по выявленным Счетной палатой Российской Федерации фактам нарушений.
Действующим законодательством устанавливается обязанность Счетной палаты Российской Федерации в случаях выявления при проведении проверки или ревизии фактов хищения государственных денежных или материальных средств, а также иных злоупотреблений, направлять материалы в правоохранительные органы для принятия решений. Законопроектом предлагается дополнительно установить, что копии указанных материалов должны незамедлительно направляться в Федеральное собрание, а решения, принимаемые правоохранительными органами, обязательно сообщаться Председателю Счетной палаты и Федеральному Собранию.
Законопроектом также предлагается совершенствование парламентского контроля в бюджетном процессе.
В настоящее время при принятии федерального закона о бюджете и бюджетах внебюджетных фондов активно участвуют профильные комитеты Парламента. Уже сложилась практика, когда в заседаниях профильных комитетов принимают участие представители профильных министерств и ведомств. В этой связи законопроектом предлагается сформировать правовую процедуру. К участию в такой работе предполагается обязательно привлекать аудиторов Счетной палаты Российской Федерации по соответствующим направлениям их деятельности.
В рамках усиления парламентского контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти законопроектом предлагается установить постоянно действующую процедуру по ежегодному заслушиванию информации (отчета) министра, иных должностных лиц на заседании профильного комитета Государственной Думы в рамках рассмотрения федерального закона об исполнении федерального бюджета. Указанный отчет должен также сопровождаться информацией Счетной палаты.
Важной новацией законопроекта является уточнение порядка принятия и контроля за осуществлением федеральных целевых программ.
Законопроектом предлагается установить обязанность предоставления годовых отчетов о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ и информации о кассовых расходах федерального бюджета на реализацию государственных программ при внесении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу и при представление годового отчета об исполнении федерального бюджета в Государственной Думе. Предложенный комплекс мер является новым инструментом противодействия коррупции, учитывая, что важной государственной функцией является обеспечение законности использования бюджетных средств.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Государственной Думы безопасности и противодействию коррупции поддерживает проект федерального закона N 61844-"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования парламентского контроля в Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
И.А. Яровая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.