Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 61844-6 " О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования парламентского контроля в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона N 61844-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования парламентского контроля в Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы И.А. Яровой, Н.Д. Ковалевым, Н.И. Булаевым, Д.В. Савельевым, Р.Г. Абдулатиповым, Г.А. Балыхиным, В.В. Бурматовым, Э.А. Валеевым, Н.Н. Гончаром, В.Ф. Звагельским, А.Е. Карповым, Ф.А. Клинцевичем, И.Е. Костуновым, Н.И. Макаровым, Н.С. Максимовой, С.В. Железняком, В.А. Поневежским, С.А. Поповым, И.К. Родниной, И.Н. Руденским, В.С. Тимченко, И.И. Квитка, Н.В. Панковым, Н.В. Школкиной, В.Н. Пивненко, М.Х. Вахаевым, В.А. Васильевым, А.Н. Хайруллиным, Д.Ф. Вяткиным, П.М. Федяевым, В.Б. Кидяевым, И.И. Гильмутдиновым, Ю.В. Васильевым, А.Б. Выборновым, членами Совета Федерации С.Ю. Орловой, С.Ф. Лисовским, В.В. Рязанским, О.Е. Пантелеевым, и в части вопросов, относящихся к его компетенции, отмечает.
Законопроект внесен в пакете с проектом федерального закона N 61834-6 "О парламентском контроле в Российской Федерации" и предусматривает внесение изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и в федеральные законы "О Счетной палате Российской Федерации" и "О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации".
Законопроект дополняет часть четвертую статьи 15 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" нормой, предусматривающей, что материалы ревизий и проверок Счетной палаты подлежат обязательному рассмотрению на заседаниях профильных комитетов Государственной Думы и по результатам рассмотрения профильный комитет Государственной Думы вправе выступить с инициативой возбуждения парламентского расследования.
Учитывая, что указанная норма регулирует деятельность комитетов Государственной Думы, а не Счетной палаты, полагаем целесообразным перенести ее в проект федерального закона "О парламентском контроле в Российской Федерации".
При этом считаем, что рассмотрение профильными комитетами Государственной Думы и Совета Федерации материалов ревизий и проверок Счетной палаты должно осуществляться в диспозитивном порядке (по своему усмотрению).
Обязательному рассмотрению, по нашему мнению, на заседаниях профильных комитетов Государственной Думы и Совета Федерации подлежат заключения и другие материалы Счетной палаты при рассмотрении проектов федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов и об их исполнении с заслушиванием профильных министров, иных должностных лиц и информации аудиторов Счетной палаты Российской Федерации по соответствующим направлениям.
Законопроектом предусматривается дополнение Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" нормами, предусматривающими, что правоохранительные органы направляют отчет в Счетную палату, Совет Федерации и Государственную Думу о принятых решениях по материалам Счетной палаты при выявлении нарушения законов, влекущего за собой уголовную ответственность (факты хищения государственных денежных или материальных средств и иных злоупотреблений).
При этом в пояснительной записке к законопроекту отмечается, что предлагается копии материалов Счетной палаты, передаваемых в правоохранительные органы по указанным проверкам, также незамедлительно направлять в Федеральное Собрание. С учетом того, что в законопроекте указанная норма отсутствует, считаем необходимым дополнить данным положением законопроект.
Статью 33 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" предлагается дополнить положением, устанавливающим, что Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты могут выступать на заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы в рамках проведения "правительственного часа".
Принимая во внимание действующие нормы Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации", в соответствии с которыми Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной платы имеют право принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, полагаем данное дополнение излишним.
При этом считаем необходимым уточнить статью 6 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" в части расширения полномочий аудиторов Счетной палаты при их участии в проведении "правительственных часов" в Государственной Думе и Совете Федерации с учетом положения законопроекта "О парламентском контроле в Российской Федерации", предусматривающего приглашение на "правительственные часы" аудиторов Счетной палаты, возглавляющих направление деятельности Счетной палаты, соответствующее теме "правительственного часа".
В Бюджетный кодекс Российской Федерации предлагается внести изменения, касающиеся усиления контроля законодательных органов за реализацией государственных программ и дополнить нормами, предусматривающими направление годовых отчетов о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ и информацию о кассовых расходах федерального бюджета на реализацию государственных программ при внесении проекта федерального закона о федеральном бюджете в составе материалов, представляемых Правительством в Государственную Думу, и одновременно с годовым отчетом об исполнении федерального бюджета.
Следует отметить, что понятие "государственные программы" в действующей редакции Бюджетного кодекса отсутствует, и в связи с этим данные нормы нуждаются в уточнении с учетом применяемых понятий.
При дополнении статьи 179 Бюджетного кодекса нормой, предоставляющей право Государственной Думе, законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации, представительному органу муниципального образования обратиться соответственно в Правительство Российской Федерации, в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в администрацию муниципального образования с предложениями о корректировке долгосрочных целевых программ, считаем необходимым в целях осуществления равноправия палат Федерального Собрания предоставить это право и Совету Федерации.
Также при внесении изменений в Федеральный закон "О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации", предусматривающих дополнение предметов парламентского расследования наличием факта грубого нарушения финансовой дисциплины, и предоставление права профильному комитету Государственной Думы направлять председателю Государственной Думы письменное обращения о возбуждении парламентского расследования на основании данных нарушений, считаем необходимым предоставить аналогичное право и профильным комитетам Совета Федерации.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам поддерживает концепцию проекта федерального закона N 61844-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования парламентского контроля в Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе указанный законопроект принять в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.