Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 83262-6 "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (о возложении на налоговых агентов обязанности по представлению налоговых деклараций),
внесенному Законодательным Собранием Оренбургской области
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный проект федерального закона, Комитет отмечает следующее.
Настоящим законопроектом предлагается внести в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), предусматривающие возложение на налоговых агентов обязанности по представлению в налоговые органы по месту своего учета налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ).
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что "предлагаемые изменения позволят повысить эффективность администрирования и собираемость НДФЛ, обеспечат увеличение поступлений в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации".
Комитет не поддерживает указанную законодательную инициативу по следующим основаниям.
Изменения в статьи 38 "Объект налогообложения", пункт 2 статьи 44 "Возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налога и сбора" , пункт 2 статьи 57 "Сроки уплаты налогов и сборов" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), предусматривающие возникновение обязанности у налогового агента по уплате налога, не соотносится со статьей 24 "Налоговые агенты" НК РФ, согласно которой налоговый агент не уплачивает налоги, а только перечисляет их за налогоплательщика.
Кроме того, пунктом 3 статьи 44 НК РФ предусматривается установить такие основания для прекращения обязанности по уплате налогов, как смерть налогового агента - физического лица и ликвидацию организации - налогового агента. Данное положение не согласуется с правовым статусом налогоплательщика, на которого согласно статье 19 НК РФ возлагается обязанность по уплате налога, что является главным отличием их от налогового агента, который только перечисляет удержанный налог. В связи с этим при ненадлежащем исполнении своих обязанностей налоговым агентом (в том числе и при ликвидации организации - налогового агента), налог подлежит взысканию с налогоплательщика. Кроме того, статьей 123 "Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов" НК РФ предусмотрена ответственность налоговых агентов только за неудержание и неперечисление сумм налога.
Изменения в статьи 80 и 229 НК РФ, предусматривают обязанность налогового агента подавать налоговую декларацию. Однако ответственность за непредставление указанной декларации не предусматривается. В статье 119 НК РФ установлена ответственность только за непредставление налоговой декларации налогоплательщиком.
Кроме того, подпунктом 2 пункта 6 статьи 1 законопроекта предлагается внести изменение в пункт 3 статьи 81 "Внесение изменений в налоговую декларацию" Кодекса, предусматривающее освобождение от ответственности налогового агента при представлении уточненной налоговой декларации после истечения срока подачи налоговой декларации. Вместе с тем ответственность налоговых агентов за нарушение срока представления налоговой декларации Кодексом не установлена.
Представление налоговыми агентами налоговых деклараций, отражающих сведения в целом по налоговому агенту без детализации по конкретным налогоплательщикам, противоречит статье 226 НК, устанавливающей, что обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации производится налоговым агентом в отношении каждого конкретного налогоплательщика.
Предлагаемые к включению в налоговую декларацию сведения в значительной степени дублируют состав сведений, предоставляемых налоговым агентом в налоговый орган на основании пункта 2 статьи 230 НК, что в свою очередь усложнит налоговое администрирование.
Следует отметить, что порядок вступления в силу федерального закона, не соответствует положениям статьи 5 Кодекса, устанавливающей особый порядок вступления в силу актов законодательства Российской Федерации о налогах.
Учитывая изложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 83262-6 "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", внесенный Законодательным Собранием Оренбургской области
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.