Заключение Правительства РФ
на проект федерального закона N 228777-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
вносимый в Государственную Думу депутатами Государственной Думы Я.Е. Ниловым и И.В. Лебедевым
Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предлагается заменить понятие "трудовая пенсия по старости", применяемое в законодательстве Российской Федерации, на понятие "трудовая пенсия по возрасту".
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливаются трудовые пенсии: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.
Согласно статье 7 названного Федерального закона возрастом, по достижении которого гражданам назначается трудовая пенсия по старости, признается возраст 60 лет (для мужчин) и 55 лет (для женщин).
Следует отметить, что наименование пенсии должно содержать указание на ее особенность, связанную с условиями назначения, которая отличает данную пенсию от других видов пенсий. Указание на возраст не является особенностью рассматриваемого вида пенсий, поскольку существуют другие пенсии, назначаемые по достижении определенного возраста.
В частности, социальная пенсия назначается гражданам, не имеющим права на трудовую пенсию, по достижении возраста 65 лет (для мужчин) и 60 лет (для женщин). Военнослужащим, выслуга на военной службе которых менее 20 лет, пенсия за выслугу лет назначается, если они на день увольнения с военной службы достигли возраста 45 лет; пенсия по случаю потери кормильца взрослым членам семьи - пережившему супругу, матери и отцу - устанавливается, если они достигли соответствующего возраста: мужчины - 60 и женщины - 55 лет.
Право на трудовую пенсию по старости обусловливается не самим по себе достижением определенного возраста, а предполагаемым ограничением или утратой гражданином к этому возрасту трудоспособности в результате длительной трудовой деятельности, что не позволяет трудиться и лишает его источника средств к существованию. Пенсии, назначаемые гражданам в связи с указанной деятельностью, которую законодатель признает общественно полезной, заработаны, заслужены предшествующим трудом.
В связи с этим пенсионный возраст рассматривается не как предпосылка, влияющая на приобретение права на трудовую пенсию, а как предпосылка, позволяющая реализовать уже приобретенное право. При таком подходе замена термина "пенсия по старости" на термин "пенсия по возрасту" не оправдана.
Понятие "старость" применительно к пенсиям, пособиям и другим социальным выплатам употребляется в документах ООН, Совета Европы, Международной организации труда.
В частности, согласно статье 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., каждый человек имеет право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по обстоятельствам, от него не зависящим. В Европейском кодексе социального обеспечения, принятом Советом Европы 16 апреля 1964 г., содержатся стандарты, касающиеся помощи по старости. В соответствии с Рекомендацией от 23 июня 1980 г. N 162 Международной организации труда "О пожилых трудящихся" "пособие по старости" - это пенсия, выплачиваемая лицу после достижения установленного возраста.
Учитывая изложенное, проект федерального закона Правительство Российской Федерации не поддерживает.
Исполняющий обязанности |
В. Зубков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.