Официальный отзыв Правительства РФ
на проект федерального закона N 81090-6 "О внесении дополнений в Федеральный закон "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов",
внесенный депутатом Государственной Думы М.И. Сердюком
Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен указанный проект федерального закона.
В соответствии с частью 4.1 статьи 4 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (далее - Федеральный закон) при выявлении коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также в уставах муниципальных образований и муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований указанные акты не подлежат государственной регистрации.
Законопроектом предлагается установить, что такие нормативные правовые акты являются недействующими со дня их принятия.
Однако в соответствии с пунктом 15 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, нормативные правовые акты, в государственной регистрации которых отказано, возвращаются Министерством юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) издавшему их органу с указанием причин. В течение 10 дней со дня получения отказа в государственной регистрации руководитель федерального органа исполнительной власти издает соответствующий документ об отмене нормативного правового акта, в регистрации которого отказано, и направляет его копию в Минюст России.
Между тем законопроектом предлагается признавать нормативные правовые акты недействующими с момента выявления коррупциогенных факторов Минюстом России. При этом реализация такого порядка представляется затруднительной, поскольку Минюст России не наделен соответствующими полномочиями.
Из пояснительной записки не ясны мотивация выведения обязательной антикоррупционной экспертизы из сферы действия части 6 статьи 4 Федерального закона, а также механизм разрешения разногласий, возникающих при проведении обязательной антикоррупционной экспертизы.
Также законопроектом предусматривается дополнить Федеральный закон статьей 6, устанавливающей такое основание недействительности принятых нормативных правовых актов, как несоблюдение установленных Федеральным законом порядка и методик, а также отсутствие сведений о проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) по вопросам, касающимся прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
Таким образом, из содержания данного положения следует, что нарушение порядка и методик проведения антикоррупционной экспертизы влечет недействительность нормативного правового акта. Вместе с тем остается не ясным, каким органом государственной власти будут выявляться такие нарушения.
Кроме того, из текста законопроекта не ясно, где именно должны находиться сведения о проведении антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта, отсутствие которых предлагается определить основанием недействительности нормативного правового акта.
Законопроектом также предусматривается в качестве основания для обжалования и отмены в судебном порядке опубликованных нормативных правовых актов неисполнение требований Федерального закона при подготовке нормативных правовых актов.
В настоящее время вопросы признания недействующими нормативных правовых актов урегулированы, в частности, главой 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в случае принятия нормативного правового акта без проведения антикоррупционной экспертизы в законодательстве установлен механизм проведения экспертизы принятых и вступивших в силу нормативных правовых актов.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 3 Федерального закона антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, осуществляют прокуроры в ходе осуществления своих полномочий.
Выявленные в нормативных правовых актах коррупциогенные факторы отражаются согласно пункту 1 части 1 статьи 4 Федерального закона в требовании прокурора об изменении нормативного правового акта или в обращении прокурора в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенного Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает.
Заместитель Председателя |
В. Сурков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.