Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству
по проекту федерального закона N 68702-6 "О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг",
внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, рассмотрев проект федерального закона N 68702-6 "О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг" (далее - законопроект), отмечает следующее.
Законопроект готовился при активном участии депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, представителей Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Российского союза промышленников и предпринимателей и иных представителей бизнеса (в рамках процедуры "нулевого чтения"). Он предусматривает совершенствование механизма государственных закупок, выполняющего в развитых экономиках эффективную инновационную функцию, которая заключается в формировании экономических предпосылок для создания принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции, товаров, работ, услуг.
Законопроект регулирует отношения, связанные с прогнозированием и планированием обеспечения государственных и муниципальных нужд в товарах, работах и услугах, осуществлением закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, мониторингом установленных законом процедур и контролем за соблюдением требований, предусмотренных законом.
Внесение принципиально нового закона связано с тем, что действующий ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" регулирует только этап размещения заказов, однако для эффективной работы системы госзаказа также требуется помимо урегулирования вопроса, являющегося предметом бюджетного законодательства Российской Федерации в части прогнозирования и планирования закупок, системный подход, обеспечивающий полноту правового регулирования и взаимосвязь всех необходимых этапов и процессов закупок, установление ответственности субъектов федеральной контрактной системы. Принятие закона потребует разработки более 30 новых подзаконных актов и переобучения более 1 млн. работающих в сфере госзаказа специалистов.
Как показывает мировой опыт, в странах с развитой рыночной экономикой контрактная система, в том числе в сфере закупок товаров, работ, услуг, наряду с федеральным бюджетом и налоговой системой выступает важнейшим механизмом государственного регулирования развития экономики, науки и техники, обеспечения высоких темпов экономического роста.
Законопроект позволяет урегулировать не только правовую основу формирования контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг, но и предусматривает решение ряда организационных вопросов, установление сквозного технологического цикла закупок товаров, работ и услуг, обеспечивает возможность проведения результирующего контроля.
В тоже время необходимо четко определить предмет регулирования федеральной контрактной системы, а именно соотношение положений законопроекта со смежным законодательством, к примеру с Федеральными законами "О государственном оборонном заказе" и "О государственном материальном резерве"). Одним из вариантов по решению этого вопроса является определение специального регулирования другими федеральными законами только в случаях, определенных соответствующими статьями Законопроекта, путем включения в них четких отсылочных норм.
Широкое использование такого инструмента поддержки отечественных производителей, как государственные закупки российских товаров является одной из мер по адаптации экономики России к новым условиям членства во Всемирной торговой организации. Доступ к государственным закупкам может быть значительным стимулом для отечественной промышленности в случае сильного обострения конкуренции с иностранными производителями. То, что Россия не присоединилась к соглашению ВТО по государственным закупкам, позволяет вводить любые преференции для государственных закупок на федеральном, региональном, муниципальном уровне вплоть до запрета закупки импортной продукции, если в этом возникнет необходимость.
В законопроекте предусмотрен перечень критериев, которые заказчик вправе использовать для оценки заявок (предложений) участников процедур закупок и определения победителя. Считаем целесообразным дополнить указанный перечень такими критериями, как поставка продукции отечественного производства, что позволит получить преференции отечественным производителям товаров.
Законопроект в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, предусматривает для закупок высокосложных товаров, работ, услуг применение конкурса с ограниченным участием. Кроме того, законопроектом предлагаются такие новые способы закупок, как двухэтапный конкурс, запрос предложений.
Законопроектом предполагается совершенствование информационного обеспечения в сфере госзаказа. На официальном сайте www.zakupki.gov.ru помимо информации о размещении заказов должны будут размещаться планы закупок, отчёты о проведённых закупках, результаты контроля, аудита и надзора. Это позволит усилить действующий в настоящее время общественный контроль за закупками, повысить его эффективность за счет возможности проконтролировать закупки на этапе планирования. При этом целесообразно предусмотреть создание системы кодификации товаров, которая будет являться составляющей единой информационной системы.
Законопроект дает возможность проследить достижение конечных результатов и оценить их соответствие тем целям и задачам, которые заказчик изначально запланировал в планах-графиках.
Таким образом, контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг в широком понимании может стать эффективным инструментом повышения конкурентоспособности национальной экономики.
Вместе с тем законопроект не в полной мере учитывает предложения, внесенные при "нулевом чтении". По оценке экспертов, в данной редакции остаются не до конца решенными следующие проблемы и правовые пробелы: определение отдельных принципиальных для целей законопроекта понятий (например, государственные и муниципальные нужды, результат закупок), совершенствование определений ряда ключевых понятий (например, федеральная контрактная система, государственные и муниципальные заказчики, государственный и муниципальный контракт). Также определены не в достаточной мере полномочия основных участников федеральной контрактной системы - государственных и муниципальных заказчиков. При подготовке законопроекта ко второму чтению необходимо рассмотреть вопрос о возможности включения в состав участников федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере публичных закупок, устанавливающего показатели и критерии эффективности закупок. В законопроекте целесообразно было бы урегулировать вопросы досудебного разрешения споров, а также более четко прописать взаимосвязь всех этапов закупочного цикла и обратную связь между ними, в частности, взаимосвязь результатов мониторинга и планирования.
Дополнительно целесообразно рассмотреть вопрос об одновременном внесении поправок в Гражданский кодекс Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации. При этом считаем необходимым рекомендовать Правительству Российской Федерации дать поручение соответствующим ведомствам разработать и внести проект федерального закона о внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О некоммерческих организациях", учитывающий в бюджетном процессе устанавливаемые законопроектом нормы в части закупочного процесса, и позволяющий избежать противоречий между законопроектом и кодексами.
Кроме того, законопроект требует доработки с учетом позиций заинтересованных органов исполнительной власти, судебных органов, делового и профессионального сообществ при условии сохранения единой прозрачной системы общей для всех уровней власти. В том числе, в соответствии с принятым Правительством Российской Федерации решением по законопроекту, требуют дополнительной проработки вопросы полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере закупок товаров, работ и услуг, соотнесения положений проекта федерального закона с нормами бюджетного и гражданского законодательства Российской Федерации, информационного обеспечения федеральной контрактной системы, повышения объективности оценки при проведении конкурсных процедур, в том числе с учетом опыта ранее исполненных контрактов, ограничения осуществления закупок из единственного источника.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 68702-6 "О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг" с учетом доработки его ко второму чтению.
Председатель Комитета |
И.Н. Руденский |