Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии на проект федерального закона N 68702-6 "О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг" (в части регулирования государственных и муниципальных закупок) (внесен Правительством Российской Федерации) (не действует)

Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии
на проект федерального закона N 68702-6 "О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг"
(в части регулирования государственных и муниципальных закупок)
(внесен Правительством Российской Федерации)

 

Досье на проект федерального закона

 

Рассмотрев проект федерального закона N 68702-6 "О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг" (в части регулирования государственных и муниципальных закупок), внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет считает необходимым отметить следующее.

Согласно пояснительной записке, в законопроекте реализован системный подход к формированию, размещению и исполнению государственных (муниципальных) контрактов в целях повышения качества обеспечения государственных (муниципальных) нужд. Положения законопроекта регулируют отношения, связанные с прогнозированием и планированием закупок, проведением процедур отбора поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, исполнением контрактов, мониторингом, надзором, контролем и аудитом за соблюдением требований данного Федерального закона в целях обеспечения гласности и прозрачности осуществления закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.

Заслуживающими положительной оценки новациями законопроекта являются введение институтов прогнозирования и планирования обеспечения государственных и муниципальных нужд, создание единой информационной системы, обеспечивающей формирование, обработку, хранение и предоставление данных по всем этапам обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При этом, принятие проекта федерального закона N 68702-6 "О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг" (в части регулирования государственных и муниципальных закупок) потребует внесения изменений в пункт 9 статьи 10.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах", так как в связи с принятием данного законопроекта утрачивает силу Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Вместе с тем, в проекте Федерального закона "О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг" предусмотрено только обоснование начальной (максимальной) цены контракта заказчиком (статья 22). Между тем необходимо обоснование срока поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг заказчиком, так как при реализации положений Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" были случаи намеренного занижения реальных сроков недобросовестными заказчиками, с целью заключения контракта с аффилированными лицами.

Кроме того, действующий Федеральный закон от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", полностью исключив процедурные способы выбора аффилированного поставщика, оставляет однако возможности заказчика манипулировать с содержанием закупочной документации. К сожалению, проект Федерального закона "О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг" ни в коей мере не препятствует реализации тех способов заключения контракта с аффилированным поставщиком, которые и на сегодняшний день возможны в рамках положений Федерального закона от 21.07.2005 г. N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

В то же время по законопроекту имеется ряд замечаний. В частности, в законопроекте отсутствуют положения о принципах построения единой информационной системы государственных закупок, в том числе о необходимости обеспечения совместимости данных единой информационной системы с данными других государственных информационных систем и реестров.

Далее, вызывает сомнение эффективность предложенного института общественного контроля за государственными закупками ввиду отсутствия положений об обязательности учета результатов такого контроля.

Декларативной является и норма о праве общественных объединений и объединений юридических лиц, осуществляющих общественный контроль, подготавливать предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации о федеральной контрактной системе. Указанные объединения не наделены в соответствии с действующим законодательством правом законодательной инициативы, законопроект также не предусматривает порядок, в котором будут рассматриваться и оцениваться подготовленные ими предложения.

Также данный закон не позволяет использовать в качестве одного из критериев оценки заявок на участие в конкурсе наличие сертификата системы добровольной сертификации или иного подтверждения легальности происхождения товаров из древесины или других возобновляемых природных ресурсов.

Считаем необходимым предоставить право государственным закупщикам устанавливать обязательность соответствия товаров и услуг, поставляемых для государственных и муниципальных нужд экологическим требованиям, а также предоставление преимуществ при прочих равных условиях товарам и услугам, имеющих подтверждающий документ (сертификат) добровольной экологической сертификации.

Включение в качестве дополнительного критерия на размещения заказов для государственных и муниципальных нужд наличия сертификата добровольной экологической сертификации или иного подтверждения легальности происхождения экологически значимых товаров будет способствовать установлению более справедливых конкурентных условий для добросовестных поставщиков.

Несомненным достоинством законопроекта является изменение подхода к определению исполнителей контрактов и существенное расширение по сравнению с установленным Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" перечня возможных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Необходимо отметить, что в сфере использования и охраны природных ресурсов исполнение отдельных полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления осуществляется путем размещения государственного или муниципального заказа на выполнение соответствующих видов работ. При этом размещение государственного заказа имеет специфические особенности.

В частности, статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". При размещении заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины. В этих целях заключается договор, в котором содержатся элементы государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и договора купли-продажи лесных насаждений. В случае, если указанный договор не заключен, заказ на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов размещается без продажи лесных насаждений для заготовки древесины.

В настоящее время на практике мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов, осуществляемые в рамках исполнения соответствующих государственных контрактов, зачастую имеют недостаточную эффективность и не соответствуют установленным требованиям к качеству работ, что неоднократно отмечалось в отчетах Счетной палаты Российской Федерации по результатам проверок исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации делегированных им полномочий в области лесных отношений.

Отчасти данная ситуация обусловлена тем, что согласно части 4 статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" Правительством Российской Федерации устанавливаются перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляется путем проведения аукциона. В случае если товары, работы, услуги включены в указанные перечни, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для государственных или муниципальных нужд путем проведения конкурса не допускается. В Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 N 236-р, включен код 0200000 "Продукция лесного хозяйства и лесозаготовок. Услуги для лесоводства и лесозаготовок".

С учетом изложенного, в соответствии с действующим законодательством единственной допустимой процедурой определения исполнителя по государственному или муниципальному контракту на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов является открытый аукцион, критерием определения победителя по которому является наиболее низкая цена контракта. В результате исполнителями по указанным контрактам зачастую являются так называемые фирмы-однодневки. Применение положений об ответственности исполнителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, к таким организациям невозможно ввиду отсутствия активов и оборотных средств.

В этой связи предлагаемые законопроектом конкурсные процедуры определения исполнителей в федеральной контрактной системе больше соответствуют задачам повышения результативности исполнения государственных контрактов на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и позволяют в полной мере обеспечить принципы эффективного использования средств бюджетов и развития добросовестной конкуренции.

С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии поддерживает концепцию проекта федерального закона N 68702-6 "О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении с последующей доработкой ко второму чтению с учетом высказанных замечаний.

 

Председатель комитета

В.И. Кашин