Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
по проекту федерального закона N 68702-6 "О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг"
(в части регулирования государственных и муниципальных закупок)
внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 68702-6 "О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг" (в части регулирования государственных и муниципальных закупок), внесенный Правительством Российской Федерации (далее законопроект), Комитет Государственной Думы по охране здоровья (соисполнитель) отмечает:
Законопроект разработан в целях установления правовых основ формирования федеральной контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, определения основных принципов, этапов и круга ее участников, способов закупок и условий их применения.
Реализация на практике положений Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 выявила ряд существенных недостатков системы размещения государственного и муниципального заказа, в частности для размещения заказов на закупку лекарственных препаратов и медицинских изделий, среди которых можно выделить:
- определение максимального снижения начальной цены государственного (муниципального) контракта в качестве основного критерия выбора победителя торгов без учета прочих факторов (надежность поставщика, качество, безопасность и эффективность поставляемых медицинских изделий и лекарственных препаратов, выполняемых работ или оказываемых услуг);
- чрезмерную регламентацию процедур размещения заказа при отсутствии контроля и мониторинга результатов исполнения государственных и муниципальных контрактов и учета мнения потребителей.
Среди достоинств законопроекта следует отметить комплексный подход к осуществлению государственных и муниципальных закупок. Регламентирован весь закупочный цикл: планирование и прогнозирование государственных и муниципальных нужд, формирование и размещение заказа, исполнение контрактов, мониторинг, аудит, надзор и контроль.
Важной новеллой является внедрение системы прогнозирования и планирования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Положительный момент - введение нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Нововведением устанавливаются требования к приобретаемым товарам, работам, услугам (количеству и качеству, потребительским свойствам и иным характеристикам), достаточные для обеспечения деятельности заказчиков и обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Среди позитивных новшеств законопроекта следует отметить наличие мер, направленных на совершенствование порядка формирования начальной (максимальной) цены государственных и муниципальных контрактов. В законопроекте предусмотрены методы определения начальной (максимальной) цены расчетным способом в зависимости от характера и условий проведения закупки, а также процедуры контроля формирования стартовых цен и меры ответственности за нарушение требований к определению начальных (максимальных) цен контрактов.
Важнейшее нововведение - возможность обоснованного отклонения заявок с демпинговой ценой. Вместе с тем, нормы о демпинге в предложенной редакции не применимы в случае проведения аукционов, в частности, при закупке лекарственных препаратов, и поэтому нуждаются в доработке.
Анализ законопроекта свидетельствует о том, что он не в полной мере решает ряд других проблем, возникающих при закупках лекарственных препаратов, медицинских изделий и медицинских услуг.
Основным недостатком законопроекта является то, что он базируется на принципе единства федеральной контрактной системы, предполагающего универсальность продукции, работ, услуг не учитывает особенности видов экономической деятельности, отраслевых нюансов. Закупки лекарственных препаратов и медицинских изделий имеют свою специфику, отличающуюся высокой избирательностью действия и социальной значимостью товаров.
Экономическая эффективность не может являться основным критерием целесообразности выбора медицинских товаров и услуг. Такая установка по-прежнему будет ориентировать заказчиков на выбор поставщика, предложившего наименьшую цену контракта. При этом выбор исполнителя по контракту, в частности на поставку лекарственных препаратов для лечения 7 высокозатратных нозологий согласно перечню, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1155, неизбежно отразится на эффективности и безопасности лечения больных.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "перечень, утвержденный распоряжением Правительством РФ от 31 декабря 2008 г. N 2053-р"
Лекарственные средства, медицинские изделия и технические средства реабилитации, а также медицинские услуги должны оплачиваться не только с учетом приоритета экономии средств, но и в целях повышения качества лечения граждан, нуждающихся в мерах государственной поддержки и социальной защиты.
Анализ отчетов Счетной палаты Российской Федерации о результатах контроля над исполнением федерального бюджета за последние годы свидетельствует о низкой социально-экономической эффективности использования средств, выделенных бюджетополучателям на закупки товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. В полной мере это относится и к закупкам лекарственных препаратов и медицинских изделий. Так, по статистике в прошлом году не состоялось 64,1% всех аукционов, 57% конкурсов; 59% закупочного бюджета составили закупки у единственного поставщика, то есть без проведения торгов.
В целях повышения эффективности использования бюджетных средств, выделенных на закупки товаров, работ и услуг, законопроект необходимо дополнить частью, устанавливающие специфические требования к подготовке конкурсной документации для закупки лекарственных препаратов и медицинских изделий.
В Правилах описания объекта закупок (статья 32) установлено, что лекарственные средства закупаются по их международным непатентованным наименованиям или химическим наименованиям при отсутствии международных непатентованных наименований. Допускается возможность закупки лекарственных препаратов по их торговым наименованиям в случае, если лекарственное средство входит в определенный Перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации.
Однако критерии включения в Перечень не определены.
Законопроект не содержит норм по оценке качества лекарственных препаратов и медицинских изделий.
Требует разъяснения пункт 6 части 2 статьи 18, согласно которой в план закупок включаются сведения о закупках новейшего оборудования, лекарственных средств, иной высокотехнологичной продукции для федеральных государственных нужд в соответствии с решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Следует отметить, что прописанная в п. 11 статьи 85 законопроекта возможность применения процедуры закупок из единственного источника вследствие аварии, непреодолимой силы; чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, необходимости срочного медицинского вмешательства содержит ограничения, в виде ссылок на "Перечень товаров, работ и услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера", утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.02.2006 N 261-р. В связи с этим закупки лекарственных средств, медицинских изделий и услуг по оказанию медицинской и психологической помощи при оказании гуманитарной помощи и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций возможны только путем запроса котировок. Это полностью исключает возможность закупок из единственного источника, что лишает возможности оперативного обеспечения медицинской помощью пострадавшего населения в зоне чрезвычайной ситуации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "п. 11 статьи 85" следует читать "п. 11 ч. 1 статьи 85"
В ст. 73 законопроекта необходимо уточнить сроки предоставления и рассмотрения котировочных заявок котировочной комиссией, сроки заключения контрактов при проведении закупок путем запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
В пункте 1 части 2 статьи 74, регламентирующей осуществление закупок путем запроса предложений, указано право заказчика проводить закупки с помощью запроса предложений, если в четвертом квартале текущего финансового года возникнет потребность (в том числе вследствие чрезвычайного события) в осуществлении закупок в связи с увеличением в текущем финансовом году бюджетных ассигнований.
Считаем целесообразным распространить возможность закупки путем запроса предложений при увеличении в текущем финансовом году бюджетных ассигнований в случаях возникновения потребности в лекарственных средствах, медицинский изделиях и медицинских услугах вследствие чрезвычайного события на весь финансовый год.
Законопроект предусматривает наличие большого количества подзаконных нормативных правовых актов, прежде всего, Правительства Российской Федерации, в отсутствие которых федеральная контрактная система не сможет функционировать.
Таким образом, цель законопроекта - улучшение гибкости при проведении конкретных государственных закупок в части закупки лекарственных препаратов, медицинских изделий и технических средств реабилитации - нельзя считать достигнутой.
Считаем необходимым выделить отдельной главой процедуры закупки лекарственных препаратов, медицинских изделий и других стратегически значимых продуктов.
Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает концепцию проекта федерального закона N 68702-6 "О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг", рекомендует принять его в первом чтении и учесть представленные замечания при доработке законопроекта ко второму чтению.
Председатель Комитета |
С.В. Калашников |