Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по науке и наукоемким технологиям на проект федерального закона N 68702-6 "О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг" (в части регулирования государственных и муниципальных закупок) (внесен Правительством Российской Федерации) (не действует)

Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по науке и наукоемким технологиям
на проект федерального закона N 68702-6 "О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг"
(в части регулирования государственных и муниципальных закупок)
(внесен Правительством Российской Федерации)

 

Досье на проект федерального закона

 

Основной задачей законопроекта N 68702-6 "О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг" является установление правовых основ формирования федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, определение основных принципов, этапов и круга ее участников, способов закупок и условий их применения.

Комитет отмечает следующее. Практика применения действующего в настоящее время Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" показала его непригодность для размещения заказов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ для государственных и муниципальных нужд. Поэтому актуальность совершенствования законодательного обеспечения процедур формирования и размещения заказов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ для государственных и муниципальных нужд не вызывает сомнений.

Анализ законопроекта "О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг" свидетельствует о том, что он не в полной мере решает проблему повышения качества механизма формирования и размещения заказов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ для государственных и муниципальных нужд, и в конечном итоге, негативно влияет на повышение результативности научной и научно-технической деятельности, эффективности бюджетных средств, выделяемых на науку.

Основным недостатком законопроекта является то, что он базируется на принципе единства федеральной контрактной системы, предполагающего по сути дела универсальность продукции, работ, услуг независимо от вида экономической деятельности и отраслевой принадлежности товаропроизводителя. В этой связи следует отметить, что научно-исследовательские работы, особенно проводимые на ранних стадиях исследований, имеют свою специфику, для них характерна высокая степень неопределенности и новизны ожидаемого результата.

Среди положительных характеристик законопроекта следует отметить наличие нормы о необходимости прогнозирования и планирования обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Представляется целесообразным для учета специфики научной и научно-технической деятельности в законопроекте прописать норму о необходимости разработки долгосрочных, среднесрочных и долгосрочных научно-технических прогнозов, на основе которых должен формироваться государственный или муниципальный заказ на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ.

Среди достоинств законопроекта следует отметить, что его требования не распространяются на деятельность бюджетных учреждений по выполнению научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, грантов (субсидий на конкурсной основе), предоставляемых из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, установленными грантодателями не установлено иное.

В соответствии с нормами Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" бюджетные учреждения не являются участниками бюджетного процесса.

В этой связи целесообразно внести изменения в проект федерального закона "О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг", позволяющие либо исключить из сферы его действия бюджетные научные учреждения, либо существенно увеличить минимальный размер денежных средств на закупку товаров, работ, услуг, осуществляемых бюджетными научными учреждениями для выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ без проведения конкурсных процедур (например, опрошенные Комитетом Государственной Думы субъекты научной и научно-технической деятельности определили такой размер в сумме 500,0 тыс. рублей).

Вызывает сомнение обоснованность трактовки принципа эффективности федеральной контрактной системы. Судя по тексту законопроекта, органы государственной власти, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения при планировании закупок товаров, работ, услуг осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд с использованием наименьшего объема ресурсов или наилучших результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд с использованием определенного объема ресурсов.

Такая трактовка эффективности будет ориентировать заказчиков на выбор поставщика, предложившего наименьшую цену контракта, что в большинстве случаев не оправдано при определении исполнителя на выполнение научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ.

Одной из основных закономерностей современного этапа научно-технологического развития является неуклонное снижение удельной стоимости полезности (потребительских свойств) новой продукции по сравнению с ее базовыми аналогами. В этой связи статью 22 законопроекта, посвященную определению начальной (максимальной) цены государственного или муниципального контракта, необходимо дополнить нормой о необходимости соблюдения условия опережающего роста полезности инновационной продукции над ростом цен и совокупных затрат на ее разработку, производство и эксплуатацию. Выполнение указанного условия при формировании политики цен на реализуемую продукцию позволит существенно снизить уровень инфляции в экономике.

Законопроект следует также дополнить отдельной главой, в которой должны содержаться требования к профессионализму исполнителей поставок продукции по государственному или муниципальному заказу. Особое значение это имеет для потенциальных исполнителей научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Указанное требование должно распространяться не только на головных исполнителей, но также и на соисполнителей государственного или муниципального заказа.

Анализ отчетов Счетной палаты Российской Федерации о результатах контроля за исполнением федерального бюджета за последние годы свидетельствует о низкой социально-экономической эффективности использования средств, выделенных бюджетополучателям на закупки товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. В полной мере это относится и к научно-технической сфере.

Поэтому в целях повышения эффективности использования бюджетных средств, выделенных на закупки товаров, работ и услуг, законопроект необходимо дополнить главой, регламентирующей требования к качеству и технико-технологическому уровню закупаемой продукции, а также и порядок приемки результатов реализации контракта с учетом их специфики.

При организации закупок новых товаров, работ и услуг для государственных или муниципальных нужд формирование государственного или муниципального заказа целесообразно осуществлять не на отдельные разрозненные виды работ, входящих в инновационную деятельность, а на реализацию полного инновационного цикла "прикладные исследования - разработки - освоение и производство инновационной продукции", т.е. на реализацию инновационных проектов "под ключ". Реализация такого подхода позволит обеспечить реальную, а не формальную интеграцию отраслевых НИИ, вузов и промышленных предприятий для осуществления инновационной деятельности.

Для решения указанной задачи необходимо внести изменения в указанный законопроект в части разработки, освоения, производства и поставки инновационной продукции (работ, услуг).

С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям поддерживает концепцию проекта федерального закона N 68702-6 "О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении с последующей доработкой ко второму чтению.

 

Председатель комитета

В.А. Черешнев