Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 82041-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования тарифного регулирования в сфере электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения"
внесенный депутатами Государственной Думы М.Л. Шаккумом, Д.В. Волковым, Б.К. Балашовым, Б.В. Агаевым, М.Х. Юсуповым, Е.Л. Николаевой, А.В. Кнышовым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рассмотрел проект федерального закона N 82041-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования тарифного регулирования в сфере электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения" (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы М.Л. Шаккумом, Д.В. Волковым, Б.К. Балашовым, Б.В. Агаевым, М.Х. Юсуповым, Е.Л. Николаевой, А.В. Кнышовым, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральные законы "Об электроэнергетике", "О газоснабжении в Российской Федерации", "О техническом регулировании", "О теплоснабжении", "О водоснабжении и водоотведении", "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" в целях введения обязательности применения механизмов долгосрочного тарифного регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Предлагаемые законопроектом изменения в законодательные акты Российской Федерации позволят создать единую систему регулирования вопросов обеспечения надежности и качества предоставляемых коммунальных услуг, правовые основы для улучшения инвестиционного климата в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе за счет обеспечения перехода к долгосрочному тарифному регулированию, введения финансовой ответственности органов власти за пересмотр условий тарифного регулирования, обеспечения прозрачности инвестиционного планирования и предоставления возможности населению муниципального образования принимать на местном референдуме решение об установлении тарифов выше установленного предельного уровня (предельного индекса).
Основными новеллами законопроекта являются установление предельных индексов изменений тарифов, тарифов на товары и услуги (в сферах деятельности организации коммунального комплекса и энергетики, где их установление предусмотрено законодательством Российской Федерации) на срок не менее трех и не более пяти лет; введение обязательного использования стандартов (показателей) надежности и качества предоставляемых потребителям услуг, установление и применение показателей технико-экономического состояния инфраструктурных систем, включая показатели их физического износа и энергетической эффективности, при одновременной обязательности осуществления мониторинга этих стандартов (показателей), а также обеспечение права организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, на возмещение за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации недополученных доходов в связи с принятием уполномоченными органами исполнительной власти решений об изменении установленных долгосрочных цен (тарифов) и (или) долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов).
Комитет по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству в целом поддерживает и положительно оценивает усилия авторов законопроекта по совершенствованию законодательства, направленного на решение вышеназванных задач. Вместе с тем, рассматриваемый законопроект требует корректировки.
Законопроект наделяет органы государственной власти Российской Федерации (подпункт "б" пункта 2 статьи 5 законопроект#) полномочием по установлению порядка осуществления мониторинга разработки и утверждения схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, а органов государственной власти субъекта Российской Федерации полномочием по осуществлению мониторинга разработки и утверждения схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек (подпункт "б" пункта 3 статьи 5 законопроекта). Вместе с тем следует отметить, что утверждение аналогичных схем для муниципальных образований с численностью населения менее пятисот тысяч человек относится к полномочиям органов местного самоуправления. Учитывая, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно решает вопросы местного значения, а органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статья 12 и 132 Конституции Российской Федерации), данное положение законопроекта требует дополнительного обсуждения необходимости проведения органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации мониторинга за осуществляемыми органами местного самоуправления своих полномочий. В этой связи, законопроект требует уточнения - для чего проводится данный мониторинг и какие решения могут быть приняты органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе полученной информации.
Статья 5 законопроекта определяет требования к объему финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционной программы организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения на уровне, не превышающем размер укрупненных нормативов цены строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства. Поскольку данный законопроект направлен на синхронизацию положений законодательства Российского Федерации, полагаем что аналогичные требования к инвестиционным программам организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сферах водоснабжения, водоотведения и электроэнергетики, также необходимо установить.
Принимая во внимание, что законопроект направлен на решение важных задач и на синхронизацию законодательства Российской Федерации Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству считает необходимым поддержать законопроект с учетом высказанных замечаний. Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 82041-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования тарифного регулирования в сфере электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения".
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.