Определение Московского городского суда от 24 сентября 2012 г. N 4г/8-7968/12
Судья Московского городского суда Клюева А.И.,
рассмотрев кассационную жалобу представителя Васильевой Л.И. по доверенности Архиповой А.Ю., поступившую в суд кассационной инстанции 23 августа 2012 года на апелляционное определение Гагаринского районного суда города Москвы от 15 марта 2012 года по гражданскому делу по иску Васильевой Л.И. к ОАО "Авиакомпания "Сибирь" о взыскании денежных средств, уплаченных за перевозку, компенсации морального вреда, суммы штрафа, установил:
Васильева Л.И. обратилась в суд с иском к ОАО "Авиакомпания Сибирь" о взыскании денежных средств, уплаченных за перевозку, компенсации морального вреда, суммы штрафа.
В обоснование своих требований истица указала на то, что ею с ответчиком был заключен договор на авиаперевозку по маршруту "Москва - Мюнхен-Москва" рейсом ... из Москвы, обратно рейсом ... с вылетом 16.01.2011 года в 14 час. 15 мин. из города Мюнхен. После осуществления посадки в салон авиалайнера совместно с сыновьями Васильевым М.И., Васильевым К.И., невесткой Стумбрайте Ж.В. и двумя малолетними внуками, они прослушали приветственную речь командира корабля, которая показалось им странной. После чего ее сыновья пытались получить объяснения от экипажа и у командира воздушного суда о возможности командиром осуществить перелет по указанному маршруту. После выяснения данных обстоятельств, членами экипажа ее сыновья были принудительно выведены с борта судна. После этого, командир корабля и члены экипажа потребовали ее покинуть борт воздушного судна, указанное требование, как указала истица, она вынуждена была выполнить. Так как перевозчик ОАО Авиакомпания "Сибирь" не выполнил свои обязательства по ее перевозке до пункта назначения - город Москва, она (истица) несколько часов провела в Аэропорту города Мюнхена в связи с необходимостью ожидания рейса на самолет другой авиакомпании: "Люфтганза", на который купила билет, оплатив его в размере .... Как указала истица, не получив услугу по перевозке в город Москву, вынужденно дожидаясь около 7 часов другого рейса она испытала сильные неудобства в связи с чем оценивает нанесенный ей действиями перевозчика моральный вред в размере ... рублей. Таким образом, Васильева Л.И. просила суд взыскать с ОАО авиакомпания "Сибирь" убытки в размере ..., потраченные на приобретение билета у другой авиакомпании, сумму штрафа в размере ... за просрочку доставки ее в пункт назначения - в город Москву, сумму компенсации морального вреда в размере ..., возместить судебные расходы по уплате государственной пошлины.
Решением мирового судьи судебного участка N 216 Гагаринского района города Москвы от 14 ноября 2011 года постановлено:
Взыскать с ОАО "Авиакомпания "Сибирь" в пользу гр. Васильевой Л.И. стоимость тарифа перевозки в размере ... (...) рублей ... коп., сумму компенсации морального вреда в размере ... (...) рублей.
Взыскать с ОАО "Авиакомпания "Сибирь" в доход государства - бюджет города Москвы штраф в размере ... (...) руб. ... коп., в доход государства пошлину в размере ... (...) рублей 00 коп.
Апелляционным определением Гагаринского районного суда города Москвы от 15 марта 2012 года постановлено:
Решение мирового судьи судебного участка N 216 Гагаринского района города Москвы от 14.11.2011 года - отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Васильевой Л.И. к ОАО "Авиакомпания "Сибирь" о взыскании денежных средств, уплаченных за перевозку, компенсации морального вреда, суммы штрафа - отказать.
В кассационной жалобе представитель Васильевой Л.И. по доверенности Архипова А.Ю. ставит вопрос об отмене апелляционного определения Гагаринского районного суда города Москвы от 15 марта 2012 года с вынесением по делу нового судебного постановления об удовлетворении исковых требований Васильевой Л.И. в полном объеме.
В соответствии с частью 2 статьи 381 Гражданского процессуального кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 09.12.2010 N 353-ФЗ) по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ (в ред. Федерального закона от 09.12.2010 N 353-ФЗ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как усматривается из представленных документов, состоявшиеся по делу судебные постановления сомнений в законности не вызывают, а доводы жалобы в соответствии со ст. 387 ГПК РФ (в ред. Федерального закона от 09.12.2010 N 353-ФЗ) не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке.
Согласно ст. 57 Воздушного кодекса РФ, командиром воздушного судна является лицо, имеющее действующий сертификат (свидетельство) пилота (летчика), а также подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного управления воздушным судном определенного типа. Командир воздушного судна руководит работой экипажа воздушного судна, отвечает за дисциплину и порядок на воздушном судне, а также принимает необходимые меры по обеспечению безопасности находящихся на борту воздушного судна людей, сохранности воздушного судна и находящегося на нем имущества.
Статья 58 Воздушного кодекса РФ устанавливает, что командир воздушного судна имеет право: 1) принимать окончательные решения о взлете, полете и посадке воздушного судна, а также о прекращении полета и возвращении на аэродром или о вынужденной посадке в случае явной угрозы безопасности полета воздушного судна в целях спасения жизни людей, предотвращения нанесения ущерба окружающей среде. Такие решения могут быть приняты с отступлением от плана полета, указаний соответствующего органа единой системы организации воздушного движения и задания на полет, с обязательным уведомлением соответствующего органа обслуживания воздушного движения (управления полетами) и по возможности в соответствии с установленными правилами полетов; 2) в целях обеспечения безопасности полета воздушного судна отдавать распоряжения любому находящемуся на борту воздушного судна лицу и требовать их исполнения. Командир воздушного судна имеет право применять все необходимые меры, в том числе меры принуждения, в отношении лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета воздушного судна и отказываются подчиняться распоряжениям командира воздушного судна. По прибытии воздушного судна на ближайший аэродром командир воздушного судна имеет право удалить таких лиц с воздушного судна, а в случае совершения деяния, содержащего признаки преступления, передать их правоохранительным органам; 4) принимать иные меры по обеспечению безопасного завершения полета воздушного дна.
Согласно ст. 107 Воздушного кодекса РФ, перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза, в том числе, в случае нарушения пассажиром воздушного судна правил поведения на борту воздушного судна, создающее угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц, а также невыполнение пассажиром воздушного судна распоряжений командира воздушного судна, предъявленных в соответствии со статьей 58 настоящего Кодекса. В случае прекращения по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза пассажиру, грузовладельцу, грузоотправителю возвращается сумма, уплаченная за воздушную перевозку, за исключением случая, предусмотренного подпунктом 6 пункта 1 настоящей статьи. В случае, предусмотренном подпунктом 6 пункта 1 настоящей статьи, уплаченная за воздушную перевозку сумма пассажиру воздушного судна не возвращается.
Согласно ст. 108 Воздушного кодекса РФ, пассажир воздушного судна имеет право отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за двадцать четыре часа до отправки воздушного судна, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок, и получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму. При отказе пассажира воздушного судна от полета позднее установленного срока пассажир имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму с удержанием сбора, размер которого не может превышать двадцать пять процентов суммы, уплаченной за воздушную перевозку.
Согласно Приказа Минтранса РФ от 28 июня 2007 года N 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" (с изменениями от 08 октября 2008 года, 25 октября 2010 года), пассажир вправе отказаться от перевозки в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 226); вынужденным отказом пассажира от перевозки признается отказ в случае: отмены или задержки рейса, указанного в билете; изменения перевозчиком маршрута перевозки; выполнения рейса не по расписанию; перевозчик может признать отказ пассажира от перевозки вынужденным и в других случаях (пункт 227); отказ пассажира от перевозки в случаях, не предусмотренных в пункте 227 настоящих Правил, признается добровольным отказом от перевозки (пункт 229).
Согласно Приказа Минтранса РФ от 25 сентября 2008 года N 155 "Об утверждении Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации" (с изменениями от 16 марта 2009 года), в случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с добровольным отказом пассажира от части перевозки пассажиру возвращается разница между примененным(и) тарифом(ами) и тарифом(ами) использованного(ых) участка(ов) маршрута перевозки (п. 90); расчет стоимости использованного(ых) участка(ов) маршрута перевозки осуществляется по нормальному(ым) тарифу(ам) соответствующего класса обслуживания перевозчика, выполнившего перевозку, действовавшему(им) на дату начала перевозки в день оформления перевозочного документа, если перевозчиком не предусмотрено применение для расчета другого тарифа (п. 91). В случае, если при расчете стоимости использованного участка маршрута перевозки разница между суммой, уплаченной за перевозку, и нормальным тарифом за использованные участки маршрута перевозки отрицательна, доплата с пассажира не взимается (п. 92).
При добровольном отказе пассажира от полета сборы иностранных государств, топливный сбор на неиспользованных участках маршрута перевозки и сбор за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования подлежат возврату пассажиру. При добровольном отказе пассажира от полета сбор за бланк билета, сбор за бланк ордера разных сборов, сбор за бланк квитанции оплаты сверхнормативного багажа не возвращаются. При добровольном отказе пассажира от полета взимается плата за операции по аннулированию бронирования перевозки, осуществлению расчетов сумм, причитающихся для возврата, и оформлению возврата сумм, предусмотренная условиями применения тарифа (п. 93). Сумма, уплаченная перевозчику за предоставление дополнительных услуг повышенной комфортности в соответствии с Общими правилами воздушных перевозок, в случае, если дополнительные услуги не оказаны, подлежит возврату (п. 94).
Мировым судьей установлено, что между Васильевой Л.И. и ОАО "Авиакомпания "Сибирь" был заключен договор на авиаперевозку по маршруту "Москва - Мюнхен-Москва" с вылетом из Москвы, Аэропорта Домодедово - 09.01.2011 года в 23 час. 30 мин., обратный рейс ... должен был состояться 16.01.2011 года в 14 час. 15 мин., рейс по маршруту Москва-Мюнхен 09.01.2011 года перевозчиком был выполнен, обратный рейс 16.01.2011 года из Мюнхена в Москву не состоялся ввиду оставления истицей борта самолета перевозчика и, заключения договора перевозки с другой авиакомпанией. Таким образом, договор перевозки, заключенный между Васильевой Л.И. и ОАО "Авиакомпания "Сибирь", был исполнен в части.
Разрешая данный спор, мировой судья, принимая во внимание доводы представителей ответчика о невыполнении перевозчиком условий договора воздушной перевозки из Мюнхена в Москву по причине добровольного отказа пассажира от части перевозки, признал их обоснованными.
Вместе с тем, руководствуясь ч. 2 ст. 108 Воздушного кодекса РФ, согласно которой, в случае отказа пассажира воздушного судна от полета позднее установленного срока (двадцать четыре часа), его право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму с удержанием сбора, размер которого не может превышать двадцать пять процентов суммы, уплаченной за воздушную перевозку, мировой судья пришел к выводу об обязании ответчика выплатить истице сумму, уплаченную за воздушную перевозку с удержанием сбора.
Отменяя решение суда и, принимая по делу новое решение, суд апелляционной инстанции указал, что, взыскивая денежные средства за воздушную перевозку с удержанием сбора, размер которого не может превышать 25% суммы уплаченной за воздушную перевозку, мировой судья вышел за пределы заявленных требований, поскольку требований о возврате полностью или в части стоимости перевозки рейсом N 898 по маршруту "Мюнхен - Москва" истицей не заявлялось.
Также суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что мировой судья необоснованно взыскал с ответчика денежные средства в размере ... рублей морального вреда и штрафа в доход государства в размере ... рублей, так как требование о возврате стоимости неосуществленной перевозки не было заявлено ни в судебном, ни в претензионном порядке, вследствие чего п. 6 ст. 13 и ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" к возникшим правоотношениям не применим.
Так, в соответствии со ст. 13 ФЗ от 07.02.1992 года N 2300-I "О защите прав потребителей", изготовитель (исполнитель...) несет ответственность, предусмотренную законном или договором. Если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором. Изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным Законом.
Как обоснованно указал суд апелляционной инстанции, договор воздушной перевозки между истицей и ОАО "Авиакомпания "Сибирь" заключен не был, поскольку билет истицы на рейс N ... по маршруту "Мюнхен-Москва" за 16.01.2011 года был приобретен на блок мест авиакомпании Air Berlin, что, как следует из представленных документов, подтверждено представленной истицей маршрутной квитанцией и именно туда истица имела право обратиться за возвратом.
Оснований для иного вывода не имеется.
При вынесении оспариваемого судебного постановления, судом апелляционной инстанции не было допущено существенных нарушений норм процессуального права, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 381, 383 ГПК РФ, определил:
в передаче кассационной жалобы представителя Васильевой Л.И. по доверенности Архиповой А.Ю. на апелляционное определение Гагаринского районного суда города Москвы от 15 марта 2012 года по гражданскому делу по иску Васильевой Л.И. к ОАО "Авиакомпания "Сибирь" о взыскании денежных средств, уплаченных за перевозку, компенсации морального вреда, суммы штрафа - для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - отказать.
Судья Московского городского суда |
Клюева А.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Московского городского суда от 24 сентября 2012 г. N 4г/8-7968/12
Текст определения официально опубликован не был