Будущая трудовая пенсия: правила информирования застрахованных лиц
Комментарий к приказу Минздравсоцразвития России от 19.12.11 N 1572н "Об утверждении административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по информированию застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования согласно Федеральным законам "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" и "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации".
Часто ли мы задумываемся о будущей пенсии? Представители молодого поколения, скорее всего, ответят, что для них этот вопрос мало актуален. Жизнь кипит, куча планов на будущее, и в этих планах пенсия пока не фигурирует: до неё ещё далеко. А между тем будущая трудовая пенсия по возрасту формируется не в момент её назначения, а в течение всего периода трудовой и иной деятельности (службы) гражданина.
Основным источником финансирования страховой и накопительной частей трудовой пенсии являются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС). Их уплата регулируется Федеральным законом от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - закон N 167-ФЗ).
В соответствии с этим законом на всех застрахованных лиц в системе индивидуального (персонифицированного) учёта открыты лицевые счета, на которые зачисляются страховые взносы, уплачиваемые работодателями за своих работников.
Индивидуальный лицевой счёт (ИЛС) - это документ, который хранит в форме записи на машинных носителях информацию о застрахованном лице, допускающую обработку с помощью средств вычислительной техники в органах ПФР.
ИЛС состоит из общей, специальной и профессиональной частей.
Застрахованное лицо имеет право:
- получить бесплатно один раз в год в территориальном отделении фонда (ТОФ) по месту жительства или работы сведения, содержащиеся в его лицевом счёте;
- получить бесплатно у страхователя копии индивидуальных сведений и сведений о трудовом (страховом) стаже за период до регистрации в системе ОПС, представленных страхователем в отношении этого застрахованного лица в ТОФ;
- обратиться в ТОФ с заявлением об уточнении содержащегося в лицевом счёте адреса места жительства для получения сведений, содержащихся в лицевом счёте;
- обратиться в ТОФ (в ПФР) либо в суд с заявлением об исправлении индивидуальных сведений, содержащихся в его ИЛС, в случае несогласия с указанными сведениями;
- обратиться в ТОФ с заявлением о направлении ему сведений о состоянии ИЛС в электронной форме.
В целях повышения качества предоставления информации застрахованным лицам о состоянии их ИЛС в системе ОПС Минздравсоцразвития России разработало и утвердило комментируемым приказом административный регламент (далее - регламент).
Регламент позволяет ПФР и ТОФ:
- конкретизировать действия сотрудников, ответственных за предоставление госуслуги, устраняя избыточные функции;
- ускорить предоставление государственной услуги (уменьшить срок выдачи необходимых документов, содержащих сведения в ИЛС);
- устанавливать персональную ответственность должностных лиц за соблюдение требований административного регламента при предоставлении государственной услуги.
Регламент определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) ПФР и ТОФ при предоставлении госуслуги по информированию застрахованных лиц о состоянии их лицевых счетов.
Получить услугу застрахованный может лично или через законного представителя.
Получая с помощью услуги выписку, каждый работающий человек может, во-первых, самостоятельно проконтролировать полноту перечисления за него работодателем страховых взносов. А во-вторых, может оценить, насколько эффективен тот способ инвестирования средств пенсионных накоплений, который им был выбран.
Сроки предоставления услуги
При личном обращении (в том числе путём направления запроса по почте) государственная услуга предоставляется в соответствии с графиком работы ТОФ в срок не позднее 10 рабочих дней со дня подачи запроса о предоставлении выписки из ИЛС.
Госуслуга в электронной форме предоставляется в режиме реального времени. Время предоставления государственной услуги обусловлено временем машинной обработки запроса застрахованного лица о представлении выписки из ИЛС в электронной форме, переданного через кредитные организации, а также с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе с использованием Единого портала государственных услуг (функций), и составляет не более 10 минут.
Образец
/--------\ /----------\
Форма СЗВ-2б Код по ОКУД | | Код по ОКПО | |
\--------/ \----------/
Запрос застрахованного лица
о представлении выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица
Прошу представить выписку из моего индивидуального лицевого счета
Страховой номер 015.-732.-.195.- 67 ---- ---- ---- ---- Ф.И.О., указанные в страховом свидетельстве Фамилия Пантелеев --------------------------------------------------------- Имя Игорь --------------------------------------------------------- Отчество Иванович --------------------------------------------------------- Адрес места индекс 127254 адрес Москва, ул. Руставели, д. 13 кв. 22 ------- ------------------------------------- жительства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . --------------------------------------------------------- фактический . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . --------------------------------------------------------- |
Дата заполнения Личная подпись
"25" июня 2012 года застрахованного лица Пантелеев
---- ------------- -------------------
Перечень документов
Чтобы получить сведения, застрахованный должен представить в ТОФ (ПФР) некоторые документы. Их исчерпывающий перечень приведён в пункте 20 регламента, в котором указаны следующие документы:
- запрос застрахованного лица (по форме СЗВ-2б);
- страховое свидетельство ОПС, выданное ТОФ;
- документ, удостоверяющий личность гражданина. Запрос оформляется так, как показано в образце.
Вместе с запросом необходимо предъявить страховое свидетельство ОПС с документом, удостоверяющим личность гражданина. Как правило, это паспорт гражданина РФ. Но могут быть и другие документы. Справочник таких документов с кодами, используемыми в системе персонифицированного учёта в системе ОПС, содержится в приложении 1 к постановлению Правления ПФР от 31.07.06 N 192п "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению".
Справочник видов документов, удостоверяющих личность (код)
N | Код | Наименование |
1 | ПАСПОРТ | Паспорт гражданина СССР |
2 | ЗГПАСПОРТ | Загранпаспорт гражданина СССР |
3 | СВИД О РОЖД | Свидетельство о рождении |
4 | УДОСТ ОФИЦЕРА | Удостоверение личности офицера |
5 | СПРАВКА ОБ ОСВ | Справка об освобождении из места лишения свободы |
6 | ПАСПОРТ МОРФЛТ | Паспорт Минморфлота |
7 | ВОЕННЫЙ БИЛЕТ | Военный билет солдата (матроса, сержанта, старшины) |
8 | ДИППАСПОРТ РФ | Дипломатический паспорт гражданина РФ |
9 | ИНПАСПОРТ | Иностранный паспорт |
10 | СВИД БЕЖЕНЦА | Свидетельство о регистрации ходатайства о признании иммигранта беженцем |
11 | ВИД НА ЖИТЕЛЬ | Вид на жительство |
12 | УДОСТ БЕЖЕНЦА | Удостоверение беженца в Российской Федерации |
13 | ВРЕМ УДОСТ | Временное удостоверение личности гражданина РФ |
14 | ПАСПОРТ РОССИИ | Паспорт гражданина России |
15 | ЗГПАСПОРТ РФ | Загранпаспорт гражданина Российской Федерации |
16 | ПАСПОРТ МОРЯКА | Паспорт моряка |
17 | ВОЕН БИЛЕТ ОЗ | Военный билет офицера запаса |
18 | ПРОЧЕЕ | Иные документы, выдаваемые органами МВД |
Если отправлять документы по почте, то к запросу придётся приложить заверенные в установленном порядке копии свидетельства и паспорта.
Информацию о состоянии ИЛС также можно получить:
- через портал государственных услуг www.gosuslugi.ru;
- через кредитные организации.
В первом варианте запрос нужно направлять посредством Единого портала государственных услуг (функций), представляя необходимые сведения из ранее перечисленных документов в соответствии с указаниями инструкции по регистрации на этом портале. Она предусматривает в том числе процедуру авторизации. Авторизация производится либо по паролю, либо по электронной подписи, либо по программе RUTOKET CSP. Портал "Государственные услуги" доступен любому пользователю информационно-телекоммуникационной сети интернет и организован таким образом, чтобы обеспечить простой и эффективный поиск информации и её предоставление.
После регистрации и авторизации система направит ваш запрос в госструктуры. Они должны обработать запрос (на это отводится не более 2 минут) и предоставить ответ. Для уточнения текущего состояния вашего заказа можно использовать раздел "Мои заказы" личного кабинета. Если услуга будет успешно выполнена, вы получите запрашиваемую информацию из ИЛС. В случае отказа предоставления услуги система сообщит о его причинах.
В основаниях отказа в приёме документов в электронном виде (п. 26 регламента) указаны следующие причины:
- несоответствие данных застрахованного лица, указанных в запросе, данным ИЛС в системе ОПС с указанным в запросе страховым номером;
- отсутствие в системе ОПС индивидуального лицевого счёта с указанным в запросе страховым номером.
Второй вариант - получение информации через кредитные организации. Этот способ является удобной альтернативой получению ежегодных писем из ПФР.
Нам не удалось найти сведения о том, какие банки кроме Сбербанка России участвуют в информационном обмене с ПФР. Поэтому рассказывать об этом варианте получения информации будем на примере Сбербанка России. Из размещённого на сайте этого банка сообщения следует, что услугу можно получить, зарегистрировавшись в системе информационного обмена ПФР, и получать информацию о состоянии своих пенсионных накоплений:
- в структурных подразделениях этого банка;
- через устройства самообслуживания и банкоматы банка;
- посредством автоматизированной системы обслуживания клиентов через интернет (Сбербанк ОнЛ@йн).
При этом нужно помнить о том, что сведения, содержащиеся на ИЛС, отнесены к категории конфиденциальной информации. А это значит, что их нельзя получить по незащищённым каналам связи (например, просто через интернет). Поэтому операция получения информации через устройства самообслуживания и банкоматы банка проводится с использованием банковской карты ОАО "Сбербанк России" и вводом ПИНа.
При использовании системы ОнЛ@йн обмен данными осуществляется также через защищённое соединение (с использованием идентификатора пользователя и одноразовых паролей).
Как же воспользоваться услугой?
На первом этапе нужно зарегистрироваться в системе информационного обмена ПФР. Для этого надо обратиться в структурное подразделение ОАО "Сбербанк России" с документом, удостоверяющим личность, и информацией о СНИЛСе (страховом номере индивидуального лицевого счёта, который указан в свидетельстве ОПС). При обращении оформляется соответствующее заявление о регистрации в системе информационного обмена ПФР. После регистрации можно пользоваться услугой. Через устройства самообслуживания и банкоматы банка услуга оказывается бесплатно. Через структурные подразделения ОАО "Сбербанк России" по первому запросу в течение календарного года информация предоставляется бесплатно. Второй и последующие запросы в течение календарного года обойдутся в 100 руб. каждый.
Но вернёмся к регламенту.
Сроки и порядок регистрации запроса
О сроках и порядке регистрации запроса говорится в пункте 30 регламента. Из него следует, что при личном обращении с запросом должностное лицо ТОФ должно проверить, все ли требуемые документы представлены и совпадают ли в них данные (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения и др.). После чего запрос должен быть зарегистрирован в журнале регистрации обращений и (или) электронном журнале ТОФ. Затягивать процесс сотруднику фонда регламентом не разрешается: на всё про всё отведено 15 минут.
Если информация по обращению предоставляется через Единый портал государственных услуг (функций), то здесь каждый запрос регистрируется в электронном журнале "История обращений по застрахованному лицу" в автоматическом режиме.
Если застрахованное лицо удовлетворено предоставленной информацией, услуга считается качественно предоставленной.
Услуга должна быть доступна. Это значит, что получить информацию любое застрахованное лицо (в том числе с ограниченными возможностями) может сколько угодно раз и любым из разрешённых способов.
При направлении запроса по почте информация из ИЛС должна быть сообщена застрахованному лицу в срок не позднее 10 рабочих дней со дня подачи запроса.
Если услуга предоставляется в электронной форме, то время машинной обработки информации и направления сведений из ИЛС не должно превышать 10 минут. За это время в автоматическом режиме проверяется:
- факт регистрации застрахованного лица в системе информационного обмена ПФР;
- возможность осуществления такого обмена (в т.ч. через кредитную организацию, посредством которой направлен запрос);
- автоматизированная сверка предоставленных сведений со сведениями, содержащимися в базе данных ПФР (далее - БД СПУ).
После этого запрос регистрируется в электронном журнале, а сведения предоставляются либо через терминал самообслуживания (банкомат) банка, либо через операциониста банка, либо через интернет-банкинг, а также в электронной форме через портал госуслуг.
Недовольны - жалуйтесь!
В ходе предоставления госуслуги вполне может сложиться ситуация, при которой застрахованное лицо может оказаться недовольным поведением или действиями (бездействием) сотрудника фонда. Чиновники знают "узкие места" как в документах, так и в самих процедурах, которые позволяют им затягивать процесс.
На этот случай в регламенте (п. 53) перечислены основания для жалоб.
Жалобу можно подать, в частности:
- если нарушен срок регистрации запроса;
- истребованы не предусмотренные нормативными актами документы;
- сотрудник фонда отказал в приёме документов или отказался исправить допущенные опечатки и ошибки в выданных документах.
В жалобе следует указать наименование ТОФ, предоставляющего государственную услугу, должностное лицо либо государственного служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются, а также обстоятельства, вызвавшие недовольство. Они должны быть основаны на доводах, по которым застрахованный не согласен с решениями или действиями (бездействием) ТОФ.
Анонимные сетования недопустимы. Жалоба должна содержать сведения о застрахованном лице (фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства). В контактных данных следует указать номер телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ.
Жалобу можно подавать как на бумажном носителе, так и в электронной форме.
При получении жалобы её должны зарегистрировать в ТОФ (ПФР) в течение трёх дней с момента поступления. Срок рассмотрения письменной жалобы в общем случае составляет не более 15 дней (п. 59 регламента). В случае обжалования отказа в приёме документов у застрахованного лица либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок жалоба должна быть рассмотрена в течение 5 рабочих дней со дня регистрации. Иной срок может установить Правительство РФ.
По результатам рассмотрения жалобы должны быть отменены неправильные решения и исправлены допущенные ошибки. Если гражданин был спровоцирован на незаконные денежные траты, то деньги ему должны вернуть.
Если в ходе рассмотрения жалобы будут установлены признаки административного правонарушения или преступления, должностное лицо ТОФ (ПФР) незамедлительно должно направить имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
Руководители ТОФ и ПФР обязаны контролировать действия подчинённых должностных лиц, определённые регламентом. На основании приказов управляющих или начальников ТОФ, а также актов правления ПФР осуществляются проверки полноты и качества предоставляемых услуг. В ходе проверок должны выявляться и устраняться причины нарушения прав застрахованных лиц.
В заключение ещё несколько слов об ответственности за нарушение правил конфиденциальности сотрудниками фонда.
Согласно статье 13.14 КоАП РФ, разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, когда разглашение такой информации влечёт уголовную ответственность) лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 тысячи руб., на должностных лиц - от 4000 до 5000 руб.
А по уголовному законодательству (ст. 183 УК РФ) незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца, наказывается штрафом в размере до 120 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до одного года с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трёх лет.
Т. Маслова,
эксперт "ПБУ"
"Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)", N 7, июль 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-17496
Адрес редакции: 127006, г. Москва, ул. Новослободская, д. 31, стр. 2
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-80
Факс: (495) 931-13-22
Адрес в Internet: www.pbu.ru