Нотариальное обеспечение доказательств в интернете
Обеспечение доказательств в Интернете в течение последнего времени становится все более востребованным нотариальным действием*(1). По этому вопросу к нотариусу обращаются и граждане, и юридические лица. Наиболее часто нотариальные протоколы осмотра интернет-сайтов фигурируют в качестве доказательства при рассмотрении споров о защите авторских прав, прав на товарные знаки, прав на доменные имена, прав акционеров, защите чести, достоинства и деловой репутации, признании права собственности, в связи с неисполнением обязательств по договорам, нарушением коммерческой тайны, нарушением закона о рекламе и т.д. Встречаются и достаточно редкие основания обращения. К примеру, осмотр нотариусом информационного ресурса на одном из социальных сайтов позволил восстановить справедливость в случае необоснованного привлечения лица к административной ответственности и лишения права управления транспортными средствами на основании заведомо ложных показаний "свидетелей" дорожно-транспортного происшествия*(2).
В настоящее время тема настоящей статьи, на взгляд автора, очень актуальна, с одной стороны, в связи с массовым использованием возможностей Интернета, с другой стороны, в связи с недостаточностью знаний в области организации и совершения действий по обеспечению доказательств в Интернете.
Глобальные информационные сети представляют собой неотъемлемое от жизни общества сложное социальное, информационное и правовое явление. В Интернете сосредоточено колоссальное количество самой разнообразной информации. Эту информацию можно найти и использовать в тех или иных целях*(3).
Одним из оптимальных способов обеспечения доказательств является заверение интернет-страниц у нотариуса. Простая распечатка страницы, по справедливому замечанию А. Ивлева, скорее всего, не будет признана судом документом, в отличие от нотариально заверенной*(4).
В то же время доказательства, обеспеченные нотариусом, должны признаваться допустимыми, если они получены с соблюдением норм процессуального права. Примером тому, в частности, может служить решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 6 апреля 2000 г. по делу N А56-8603/99. Суд пришел к следующему выводу: "Доводы о том, что представленные документы не могут быть оценены как относимые и допустимые доказательства, неосновательны, поскольку... протокол, составленный нотариусом, соответствует требованиям, предъявляемым к письменным доказательствам, т.е. содержит сведения об обстоятельствах, имеющие значение для дела, а именно об информации, содержащейся на web-странице... Отсутствие в протоколе выраженного порядка действий нотариуса при работе в сети... не может служить основанием для оценки содержащейся в нем информации как недостоверной"*(5).
Необходимо отметить, что разные ветви судебной власти относятся к такого рода информации по-разному. В частности, арбитражные суды без каких-либо оговорок рассматривают подобную информацию в качестве доказательств*(6). Суды же общей юрисдикции до недавнего времени исключали подобную информацию из сферы судебного исследования, ссылаясь на ее недопустимость. Формальным основанием для такой постановки вопроса являются положения ст. 55 ГПК РФ, которые исчерпывающим образом определяют круг процессуальных источников, из которых суд может получить информацию, имеющую значение для дела.
В данном отношении от положений ГПК РФ выгодно отличаются нормы главы 7 АПК РФ. В частности, на основании ч. 2 ст. 64, ч. 2 ст. 89 АПК РФ в качестве доказательств, наряду с "традиционными" средствами доказывания, которые предусмотрены как в АПК РФ, так и в ГПК РФ, допускаются также "иные документы и материалы".
Отказ от исчерпывающего перечня средств доказывания дает возможность использования в современном арбитражном процессе в качестве доказательств разнообразных современных средств информации. Именно поэтому содержащаяся в Интернете информация значительно чаще используется арбитражными судами*(7).
Практика же судов общей юрисдикции, в том числе практика Верховного Суда Российской Федерации, по отношению к информации, полученной из Интернета, является противоречивой. В одних случаях суды, ссылаясь на правило допустимости доказательств (ст. 60 ГПК РФ), категорически отказываются исследовать эту информацию, в других же считают возможным использовать ее в качестве средства доказывания. Последняя практика представляется правильной.
Порядок нотариального заверения информации, содержащейся в Интернете, представляет собой определенный процесс, состоящий из следующих действий.
Лицо, заинтересованное в заверении определенной информации, составляет на имя нотариуса запрос*(8), в котором просит удостоверить факт нахождения такой информации по определенному адресу в Интернете. При этом, в запросе указываются: цель обеспечения доказательств, адрес интернет-страницы, реквизиты документа. Желательно указать заголовок текста или графической информации, ее месторасположение на интернет-странице, конкретные цитаты, которые будут использованы в иске, жалобе или заявлении. Целесообразно указать последовательность действий, которые должен совершить нотариус для получения экранного изображения интересующей страницы*(9).
Нотариус находит интернет-страницу по указанному адресу, распечатывает ее, убеждается в наличии материала с указанными реквизитами. Если в запросе фигурировали определенные слова и выражения, нотариус проверяет их наличие в распечатанном экземпляре.
Желательно, чтобы на распечатке в автоматическом режиме были отражены дата печати и адрес файла, а интернет-страница была распечатана полностью, в той форме, в какой она предстает перед посетителем сайта. Заверенная распечатка интернет-страницы является письменным доказательством, поскольку изображение на экране монитора, так же как и на бумажном носителе, сообщает пользователю одинаковые сведения вне зависимости от того, на каком носителе они отражены - на экране монитора или на бумаге. Информация содержится в тексте или графическом изображении, а не на материальном носителе, что и является отличительной чертой письменного доказательства (ст. 75 АПК РФ, ст. 71 ГПК РФ).
Следует отметить, что распечатка на бумаге окна браузера (программы, с помощью которой файлы из Интернета представляются в доступном для восприятия человеком виде) не аутентична изображению на экране монитора. В бумажной распечатке добавляются сведения о времени печати и месторасположении файла в Интернете. Представляется, однако, что это формальное соображение не должно становиться преградой на пути правосудия, главными задачами которого в соответствии со ст. 2 ГПК РФ и ст. 2 АПК РФ являются защита прав, свобод и охраняемых законом интересов, укрепление законности и пресечение правонарушений, а также правильное и своевременное рассмотрение дела*(10).
Следует также отметить, что можно заверить только информацию в неизмененном виде. Оценочные суждения в запросе недопустимы, поскольку оценка материалов является прерогативой суда (ст. 67 ГПК РФ и ст. 71 АПК РФ).
Сверив адрес страницы и реквизиты текста или объекта, нотариус составляет протокол нотариального действия - обеспечения письменного доказательства путем доступа к интернет-странице и последующего ее осмотра в порядке, установленном п. 18 ст. 35 и ст.ст. 102 и 103 Основ законодательства о нотариате.
Как уже отмечалось, в протоколе следует описать не только саму интернет-страницу, но и порядок доступа к ней, а также все действия, которые производились для получения интересующей информации.
В целях установления достоверности заверяемой информации и придания ей большей доказательственной силы процесс нотариального заверения интернет-страниц должен включать в себя также следующие этапы:
- проверка доменного имени*(11), установление DNS-серверов*(12);
- проверка соответствия IP-адреса*(13);
- проверка подлинности отображения содержимого сайта;
- отображение главной страницы, переходы на интересующие заявителя страницы.
При этом, как указано выше, каждый шаг фиксируется в описательной части протокола, результаты осмотра (веб-страницы, фотографии, скриншоты и т.д.) распечатываются и подшиваются к протоколу.
Необходимо обратить особое внимание на то, что нотариус обеспечивает доказательства только по спору, находящемуся в досудебной стадии (ст. 72 АПК РФ), или до рассмотрения дела в административном порядке (ст. 102 Основ законодательства о нотариате).
Распечатанные интернет-страницы прилагаются к протоколу. В этом протоколе расписываются нотариус и обратившееся к нему лицо, указываются паспортные данные и адрес постоянного места жительства последнего, ставится оттиск печати. О нотариальном действии, которое оплачивается государственной пошлиной, делается запись в реестре.
Настоящая статья может быть полезной для военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, которые признаны нуждающимися в жилых помещениях, но информация об этом у них отсутствует по причине того, что Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и его структурные подразделения в связи с загруженностью не предоставляют указанным лицам ответы на их запросы.
На сайте Министерства обороны Российской Федерации*(14) в отношении указанных выше лиц должна содержаться соответствующая информация о признании их нуждающимися в жилых помещениях и постановке на очередь. Однако указанная информация с сайта Министерства обороны Российской Федерации может исчезнуть по техническим причинам, а ответа из Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и его структурных подразделений эти граждане могут не дождаться. В целях подтверждения факта признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащие и лица, уволенные с военной службы, могут провести процедуру нотариального обеспечения доказательств в Интернете в виде заверения нотариусом распечатки с сайта Министерства обороны Российской Федерации с соответствующей информацией.
М.М. Исаев,
кандидат юридических наук
"Право в Вооруженных Силах", N 4, апрель 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См. п. 18 ст. 35 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I.
*(2) Лещенко А.И. Досудебное обеспечение доказательств в Интернете и не только [Электронный ресурс]. URL: http://not199.ru/dosudebnoe-obespechenie-dokazatelstv.htm.
*(3) Боннер А.Т. Доказательственное значение информации, полученной из Интернета // Закон, 2007. N 12.
*(4) Ивлев А. Web-страница как источник доказательств в арбитражном процессе [Электронный ресурс]. URL: http://www.netlaw.spb.ru/articles/paper05.htm.
*(5) Цит. по: Наумов В.Б. Право и Интернет. Очерки теории и практики. М., 2002. С. 388; см. также в Интернете по адресу: http://www.russianlaw.net/law/cases/case_copyright_silmarill_softland2.ht m.
*(6) См., напр.: Решетникова И.В., Семенова А.В., Царегородцева Е.А. Комментарий судебных ошибок в практике применения АПК Российской Федерации. М., 2006. С. 129-130.
*(7) Обзор практики применения арбитражными судами предварительных обеспечительных мер. Приложение к Информационному письму Президиума ВАС Российской Федерации от 07.07.2004 N 78 // Вестн. Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2004. N 8.
*(8) Запрос (ходатайство, заявление) должен быть мотивирован невозможностью представления в суд или иные органы необходимых доказательств в случае рассмотрения спора по существу, если ответчик удалит информацию с сайта либо ликвидирует сайт, на котором содержится информация, подлежащая фиксации. В подтверждение запроса (ходатайства, заявления) заявитель может представить материалы, обосновывающие указанные обстоятельства.
*(9) В арбитражной практике известен случай, когда ответчик ходатайствовал о признании документа недопустимым, ссылаясь на то, что нотариус составил протокол только осмотра интернет-страницы, в то время как им были совершены фактически два действия: сначала получено изображение страницы на экране монитора, а затем осуществлен ее осмотр. Этот довод судом признан неосновательным. Однако представляется, что в протоколе необходимо указывать, каким образом нотариус получил доступ к интернет-странице и ее изображение на экране монитора.
*(10) Наумов В.Б. О проблеме идентичности электронного оригинала документа в цифровой форме изображению на экране монитора и распечатке из окна браузера // Право и Интернет: очерки теории и практики. М., 2002. С. 329.
*(11) Имя домена (Domain name) - уникальное алфавитно-цифровое имя группы рабочих станций и серверов в одной сети. В Интернете имя домена назначается определенному IP-адресу. Полное имя домена включает суффикс домена верхнего уровня и имена узлов (доменов) нижних уровней (http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi7REuslt:).
*(12) Сервер имен (DNS-сервер) - специальный сервер, осуществляющий отображение доменных имен в IP-адресе (и наоборот) (http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi7REuslt:).
*(13) IP-адрес (Internet Protocol address (IP address) - уникальный адрес компьютера в Интернете, имеющий длину четыре байта. Обычно первый и второй байты определяют адрес сети, третий байт определяет адрес подсети, а четвертый - адрес компьютера в подсети. IP-адрес записывают в виде четырех чисел со значениями от 0 до 255, разделенных точками (http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?EIP-*gkwlxg).
*(14) URL: http://dom.mil.ru/dom/lk.htm.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Нотариальное обеспечение доказательств в интернете
Автор
М.М. Исаев - кандидат юридических наук
"Право в Вооруженных Силах", 2012, N 4