Денежные средства на счетах в банке
В представленной статье рассматриваются следующие вопросы: порядок открытия (закрытия) расчетного счета, виды банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), а также поступление денег на расчетный счет и их списание, а также формы безналичных расчетов. С другими вопросами бухгалтерского учета и налогообложения операций с денежными средствами как в рублях, так и в иностранной валюте читатели смогут ознакомиться в книге О. Агабекян, К. Макаровой "Денежные средства в рублях и иностранной валюте".
Порядок открытия (закрытия) расчетного счета в банке
Большую часть расчетов с юридическими и физическими лицами организации осуществляют безналичным путем. Для этого в обслуживающем банке открывается расчетный счет.
Организации вправе открывать необходимое им количество расчетных, депозитных и иных счетов в любой валюте в банках с их согласия, если иное не установлено федеральным законом (ст. 30 Закона N 395-1).
Открытие клиентам банковских счетов, счетов по вкладу (депозиту) производится банками при условии наличия у клиента правоспособности (дееспособности). Проводить идентификацию клиента, а также проверять наличие у клиента правоспособности (дееспособности) обязаны должностные лица банка.
В соответствии с п. 1 ст. 86 НК РФ банки открывают счета организациям, индивидуальным предпринимателям, а также предоставляют им право использовать корпоративные электронные средства платежа только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
Порядок открытия (закрытия) расчетного счета юридических и физических лиц регулируется Инструкцией Банка России от 14.09.2006 N 28-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитов)".
Основанием открытия банковского счета, счета по вкладу (депозиту) является заключение договора банковского счета, договора банковского вклада (депозита) и представление всех документов, определенных законодательством Российской Федерации.
Для открытия банковского счета, счета по вкладу (депозиту) в банк представляются оригиналы документов или их копии, заверенные в порядке, установленном законодательством.
Для открытия расчетного счета организации, созданные в соответствии с законодательством, должны представить в банк следующие документы:
- свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
- учредительные документы юридического лица;
- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
- лицензии (разрешения), выданные юридическому лицу в установленном законодательством порядке на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию;
- карточку с образцами подписей и оттиска печати организации;
- документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение денежными средствами, находящимися на банковском счете, а в случае, когда договором предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными средствами, находящимися на счете, с использованием аналога собственноручной подписи, документы, подтверждающие полномочия лиц, наделенных таким правом;
- документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица;
- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
Особое внимание следует уделить порядку заполнения карточки с образцами подписей и оттиском печати. Согласно гл. 7 Инструкции N 28-И карточка оформляется на бланке формы N 0401026 по ОКУД (Общероссийского классификатора управленческой документации ОК 011-93) и представляется клиентом в банк вместе с другими документами, необходимыми для открытия банковского счета, счета по вкладу (депозиту) (приложение 2 к Инструкции N 28-И).
Карточка заполняется с применением пишущей или электронно-вычислительной машины шрифтом черного цвета либо ручкой с пастой (чернилами) черного, синего или фиолетового цвета. Применение факсимильной подписи для заполнения полей карточки не допускается.
Право первой подписи принадлежит руководителю организации, а также иным лицам, наделенным правом первой подписи распорядительным актом руководителя юридического лица, либо на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном законодательством.
В случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, право первой подписи может быть передано управляющему или управляющей организации.
Право второй подписи принадлежит главному бухгалтеру клиента - юридического лица и (или) лицам, уполномоченным на ведение бухгалтерского учета, на основании распорядительного акта руководителя юридического лица.
Если ведение бухгалтерского учета передано в порядке, установленном законодательством, третьим лицам, им также может быть предоставлено право второй подписи на основании распорядительного акта руководителя клиента - юридического лица.
Правом первой или второй подписи могут быть наделены одновременно несколько сотрудников организации. Не допускается наделение одного физического лица одновременно правом первой и второй подписи.
Если руководитель организации в случаях, предусмотренных законодательством, ведет бухгалтерский учет лично, в карточке проставляется собственноручная подпись (подписи) лица (лиц), наделенных правом только первой подписи. При этом в карточке в поле "Вторая подпись" указывается, что лицо, наделенное правом второй подписи, отсутствует.
Образец оттиска печати юридического лица (филиала, представительства), проставляемого клиентом в карточке, должен соответствовать печати, которую имеет организация.
Подлинность собственноручных подписей лиц, наделенных правом первой или второй подписи, может быть удостоверена нотариально.
Организации имеют право вносить изменения в карточку. Эти изменения могут быть связаны с:
- заменой или дополнением хотя бы одной подписи;
- заменой (утерей) печати;
- изменением фамилии, имени, отчества лица, указанного в карточке;
- изменением реквизитов клиента (изменение наименования, организационно-правовой формы юридического лица);
- досрочным прекращением полномочий органов управления клиента в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Во всех случаях таких изменений организации представляют в банк новую карточку.
Если право первой или второй подписи предоставляется временно лицам, не указанным в карточке, к ней представляются временные карточки, оформленные в порядке, установленном Инструкцией N 28-И.
Банковский счет (счет по вкладу или депозиту) считается открытым после внесения соответствующей записи в счетов не позднее рабочего дня, следующего за днем заключения соответствующего договора.
Документы (их копии), собранные банком при открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту) помещают в юридическое дело. Юридическое дело формируется банком по каждому банковскому счету, счету по вкладу (депозиту) клиента из следующих документов:
- документы, представляемые клиентом (его представителем) при открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту), а также представляемые в случае изменения указанных сведений;
- договор (договоры) банковского счета, счета по вкладу (депозиту), изменения и дополнения к указанным договорам, другие договоры, определяющие отношения между банком и клиентом по открытию, ведению и закрытию банковского счета, счета по вкладу (депозиту);
- документы, касающиеся направления банком сообщений налоговому органу об открытии (закрытии) банковского счета;
- утратившие силу карточки;
- переписка банка с клиентом по вопросам открытия, ведения и закрытия банковского счета, счета по вкладу (депозиту);
- иные документы, касающиеся отношений между клиентом и банком по вопросам открытия, ведения и закрытия банковского счета, счета по вкладу (депозиту).
Взаимоотношения банка с клиентом регламентируются договором банковского счета. В этом документе отражают:
- предмет договора;
- права и обязанности сторон договора;
- размер и порядок оплаты услуг банка;
- срок действия договора;
- порядок разрешения споров;
- ответственность сторон договора;
- особые условия, касающиеся переоформления счета, изменения юридического адреса, фактического местонахождения фирмы и др.
Договор банковского счета может быть расторгнут по заявлению клиента в любое время (п. 1 ст. 859 ГК РФ). По требованию банка договор может быть расторгнут судом в следующих случаях:
- когда сумма денежных средств, хранящихся на счете клиента, окажется ниже минимального размера, предусмотренного банковскими правилами или договором, если она не будет восстановлена в течение месяца со дня предупреждения банка об этом;
- при отсутствии операций по этому счету в течение года, если иное не предусмотрено договором (п. 2 ст. 859 ГК РФ).
Расторжение договора банковского счета, вклада (депозита) является основанием для закрытия банковского счета, счета по вкладу (депозиту).
Закрытие банковского счета, счета по вкладу (депозиту) осуществляется внесением соответствующей записи в Книгу регистрации открытых счетов не позднее рабочего дня, следующего за днем прекращения соответствующего договора, если законодательством не установлено иное.
Денежные средства, поступившие клиенту после прекращения договора банковского счета, возвращаются отправителю.
В связи с прекращением договора банковского счета клиент обязан сдать в банк неиспользованные денежные чековые книжки с оставшимися неиспользованными денежными чеками и корешками.
Согласно п. 3 ст. 859 ГК РФ остаток денежных средств на счете выдается клиенту либо по его указанию перечисляется на другой счет не позднее семи дней после получения соответствующего его письменного заявления.
Виды банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)
Банками могут быть открыты следующие виды счетов в рублях и в иностранных валютах:
- текущие счета;
- расчетные счета;
- бюджетные счета;
- корреспондентские счета;
- корреспондентские субсчета;
- счета доверительного управления;
- специальные банковские счета;
- депозитные счета судов;
- депозитные счета подразделений службы судебных приставов;
- депозитные счета правоохранительных органов;
- депозитные счета нотариусов;
- счета по вкладам (депозитам).
Текущие счета открываются физическим лицам для совершения расчетных операций, не связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой.
Расчетные счета открываются юридическим лицам (не кредитным организациям), а также индивидуальным предпринимателям или физическим лицам, занимающимся частной практикой, для совершения расчетов, связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой.
Бюджетные счета открываются в случаях, установленных законодательством, лицам, осуществляющим операции со средствами бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов.
Корреспондентские счета открываются кредитным организациям. Банку России открываются корреспондентские счета в иностранных валютах.
Корреспондентские субсчета открываются филиалам кредитных организаций.
Счета доверительного управления открываются доверительному управляющему для осуществления расчетов, связанных с деятельностью по доверительному управлению.
Специальные банковские счета открываются юридическим и физическим лицам в случаях и порядке, установленных законодательством для осуществления предусмотренных им операций соответствующего вида. Депозитные счета судов, подразделений службы судебных приставов, правоохранительных органов, нотариусов открываются соответственно этим службам для зачисления денежных средств, поступающих во временное распоряжение, при осуществлении ими установленной законодательством деятельности и в установленных законодательством случаях.
Счета по вкладам (депозитам) открываются физическим и юридическим лицам для учета денежных средств, размещаемых в кредитных организациях (филиалах) с целью получения доходов в виде процентов, начисляемых на сумму размещенных денежных средств.
Каждому расчетному счету банк присваивает номер, который должен быть указан во всех документах на поступление и списание денежных средств со счета клиента. Номер счета состоит из 20 знаков:
- первые три знака - это номер балансового счета первого порядка. Например, 405 - счета организаций, находящихся в федеральной собственности, 407 - счета негосударственных организаций и т.д.;
- первые три знака и следующие два знака - это балансовые счета второго порядка. Например, 40701 - финансовые организации, 40702 - коммерческие организации, 40703 - некоммерческие организации и т.д.;
- следующие (после первых пяти) три знака - это код валюты. Например, 810 - рубли;
- следующая одна цифра - ключ, который дает программа учета банковских операций;
- последние 11 цифр, как правило, - десять нулей и одна цифра, девять нулей и две цифры, восемь нулей и три цифры. Последние цифры обозначают порядковый номер клиента в банке.
Вместе с тем обслуживающий банк в договоре банковского счета должен указать банковский идентификационный код (БИК), содержащий девять цифровых знаков. Его присваивают участникам расчетов, осуществляющих платежи через расчетную сеть Банка России.
Банковский идентификационный код (БИК) - уникальный идентификатор банка, используемый в платежных документах (платежное поручение, аккредитив и т.д.) на территории России. Классификатор БИКов ведет ЦБ РФ.
Структура БИК и порядок ведения справочника определена в Положении ЦБ РФ от 06.05.2003 N 225-П "О справочнике банковских идентификационных кодов участников расчетов, осуществляющих платежи через расчетную сеть Центрального банка Российской Федерации (Банка России)". Согласно этому документу БИК представляет собой совокупность знаков, уникальную в рамках платежной системы Банка России, и имеет следующую структуру:
- первый и второй разряды слева - код Российской Федерации "04";
- третий и четвертый разряды слева - код территории Российской Федерации в соответствии с первым и вторым разрядами "Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления" ОК 019-95 (ОКАТО)*(1). Код "00" в указанных разрядах означает, что территория находится за пределами Российской Федерации;
- пятый и шестой разряды слева - условный номер подразделения расчетной сети Банка России, уникальный в рамках территориального учреждения Банка России, в составе которого действует данное подразделение расчетной сети Банка России, или условный номер структурного подразделения Банка России - принимает цифровые значения от "00" до "99";
- седьмой-девятый разряды слева - условный номер кредитной организации (филиала) в подразделении расчетной сети Банка России, в котором открыт ее (его) корреспондентский счет (субсчет), - принимает цифровые значения от "050" до "999".
Поступление денег на расчетный счет и списание их с расчетного счета
Поступление денежных средств на расчетный счет и списание их со счета производятся двумя способами: наличным и безналичным.
При взносе наличных денег на расчетный счет организация заполняет объявление на взнос наличными.
Выдача наличных денег с расчетного счета производится по чекам из чековой книжки. Чек состоит из двух частей: самого чека и его корешка. На лицевой стороне чека указывают дату его выписки, сумму цифрами и прописью; ставят оттиск печати чекодателя и подписи лиц, имеющих право подписывать такого рода документы. На оборотной стороне должны быть указаны цели, на которые организация получает наличные денежные средства: на выдачу заработной платы, командировочные расходы и хозяйственные нужды. Эта сторона чека также должна быть подписана. Денежные средства, полученные с расчетного счета по чеку, приходуются в кассу на основании приходного кассового ордера.
При оформлении чека не допускаются никакие подчистки и помарки. Если чек заполнен неправильно, через весь чек и его корешок делают надпись "Аннулировано".
Большая часть расчетов между организациями осуществляется безналичным путем. Порядок безналичных расчетов на территории Российской Федерации, их формы, порядок заполнения устанавливает Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации, утв. Банком России 03.10.2002 N 2-П.
В соответствии с п. 1 ст. 854 ГК РФ денежные средства со счета клиента банк списывает на основании его распоряжения.
Без распоряжения списываются денежные средства по решению судебных органов, в случаях, установленных законодательством, а также предусмотренных договором банковского счета (п. 2 ст. 854 ГК РФ).
Если договором банковского счета предусматривается списание денежных средств со счета клиента в пользу третьих лиц, банк производит такое списание. При этом в договоре банковского счета должны быть указаны данные, позволяющие идентифицировать лицо, которое требует списания денежных средств в свою пользу, а также порядок такого списания.
Вместе с тем возможно бесспорное списание со счета клиента денежных средств: по требованию налоговых органов для уплаты сумм недоимок и пеней по налогам и сборам.
В соответствии с п. 1 ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства.
Согласно п. 2 ст. 46 налоговый орган на основании своего решения о взыскании недоимки (пени) направляет в банк налогоплательщика (налогового агента) поручение на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после его истечения. Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после вынесения указанного решения (п. 3 ст. 46).
Поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему Российской Федерации направляется в банк, где открыты счета налогоплательщика (налогового агента) в течение месяца со дня принятия решения о взыскании и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством (п. 4 ст. 46).
Поручение налогового органа на перечисление налога банк исполняет:
- не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения указанного поручения, если взыскание налога производится с рублевых счетов;
- не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов, если это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством (п. 6 ст. 46).
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного его имущества (п. 7 ст. 46 НК РФ).
Гражданским кодексом РФ установлена очередность списания денежных средств со счета организации в банке. В соответствии со ст. 855 при наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом (п. 1).
Согласно п. 2 ст. 855 при недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:
- в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
- во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в т.ч. по контракту, выплате вознаграждений по авторскому договору;
- в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования;
- в четвертую очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;
- в пятую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
- в шестую очередь производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.
Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.
Банк не может ограничивать права своего клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на его расчетном счете. Исключение составляют случаи наложения ареста на денежные средства на счете клиента, приостановления операций по счету в соответствии с законодательством (ст. 858 ГК РФ).
Арест на денежные средства в банке могут быть наложены судом, арбитражным судом, судьей, по постановлению органов предварительного следствия при наличии судебного решения (ст. 27 Закона N 395-1).
Если по решению суда будет произведена конфискация денежных средств и иных ценностей, хранящихся в банке, банк за это никакой ответственности не несет.
В Гражданском кодексе РФ предусмотрена ответственность банка за ненадлежащее совершение операций по счету. Так, согласно ст. 856 в случаях несвоевременного зачисления на счет поступивших клиенту денежных средств либо их необоснованного списания банком со счета, а также невыполнения указаний клиента о перечислении денежных средств со счета либо об их выдаче со счета банк обязан уплатить на эту сумму проценты в порядке и в размере, предусмотренных ст. 395 Кодекса.
Согласно ст. 395 за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица на сумму этих средств подлежат уплате проценты.
Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, - в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части.
При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения.
Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.
Формы безналичных расчетов
Согласно п. 1.2 Положения ЦБ РФ от 03.10.2002 N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" безналичные расчеты в российской валюте и на территории нашей страны могут осуществляться в следующих формах:
- по аккредитивам;
- чеками;
- платежными требованиями и инкассовыми поручениями.
Формы безналичных расчетов организациями - клиентами банков выбираются самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами.
Банки не имеют права вмешиваться в договорные отношения клиентов. Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем средств, кроме возникших по вине банков, решаются в установленном законодательством порядке без участия банков.
Банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных документов, представляющих собой:
- распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;
- распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).
При осуществлении безналичных расчетов используются следующие расчетные документы:
- аккредитивы;
- чеки;
Расчетные документы на бумажном носителе оформляются на бланках документов, включенных в ОКУД ОК 011-93 (класс "Унифицированная система банковской документации"). Форматы расчетных документов приведены в приложениях 1, 5, 9, 13 к Положению N 2-П.
Расчетные документы на бумажном носителе заполняются с применением пишущих или электронно-вычислительных машин шрифтом черного цвета и должны содержать следующие реквизиты (с учетом особенностей форм и порядка осуществления безналичных расчетов) (п. 2.10 Положения N 2-П):
- наименование расчетного документа и код формы по ОКУД ОК 011-93;
- номер расчетного документа, число, месяц и год его выписки;
- вид платежа;
- наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) или код иностранной организации (КИО);
- наименование и местонахождение банка плательщика, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;
- наименование получателя средств, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
- наименование и местонахождение банка получателя, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;
- назначение платежа. Налог, подлежащий уплате, выделяется в расчетном документе отдельной строкой (в противном случае должно быть указание на то, что налог не уплачивается);
- сумму платежа, обозначенную прописью и цифрами;
- очередность платежа;
- вид операции в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета в Банке России и кредитных организациях, расположенных на территории РФ;
- подписи (подпись) уполномоченных лиц (лица) и оттиск печати (в установленных случаях).
Исправления, помарки и подчистки, а также использование корректирующей жидкости в расчетных документах не допускаются.
Расчетные документы действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течение 10 календарных дней, не считая дня их выписки.
Расчетные документы предъявляются в банк в количестве экземпляров, необходимом для всех участников расчетов.
Первый экземпляр должен быть подписан лицами, имеющими право подписывать расчетные документы, а также содержать оттиск печати.
Списание банком денежных средств со счета производится на основании первого экземпляра расчетного документа.
Плательщики вправе отозвать свои платежные поручения, получатели средств (взыскатели) - платежные требования, инкассовые поручения, не оплаченные из-за недостаточности средств на счете клиента и помещенные в картотеку "Расчетные документы, не оплаченные в срок".
Неисполненные расчетные документы могут быть отозваны из картотеки в полной сумме, частично исполненные - в сумме остатка.
Частичный отзыв сумм по расчетным документам не допускается.
Отозванные платежные поручения возвращаются банками плательщикам; платежные требования, инкассовые поручения - получателям средств (взыскателям) после их поступления от банков, обслуживающих плательщиков.
Расчеты платежными поручениями
Платежное поручение - это письменное распоряжение владельца счета банку на списание денежных средств с его счета и зачисление их на счет получателя. Платежными поручениями может производиться:
- перечисление денежных средств за поставленные товары (работы, услуги);
- перечисление денежных средств в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды;
- погашение кредитов, займов и процентов по ним;
- перечисление по распоряжениям физических лиц или в их пользу;
- перечисление денежных средств в качестве предоплаты;
- перечисление денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством и договором банковского счета.
Платежное поручение составляется на специальном бланке формы N 0401060 (приложение 1 к Положению N 2-П) и действительны в течение 10 календарных дней со дня выписки (день выписки не считается).
Согласно п. 1 ст. 863 ГК РФ при расчетах платежным поручением банк обязуется по поручению плательщика за счет средств, находящихся на его счете, перевести определенную денежную сумму на счет указанного плательщиком лица в этом или в ином банке. При этом срок исполнения должен быть предусмотрен договором банковского счета или законом.
Поручение плательщика исполняется банком при наличии средств на счете плательщика, если иное не предусмотрено договором между ними. Поручения исполняются банком с соблюдением очередности списания денежных средств со счета, установленной в ст. 855 ГК РФ.
Если на расчетном счете плательщика недостаточно денежных средств, чтобы осуществлять платежи согласно представленным платежным поручениям, такие платежные поручения помещают в картотеку "Расчетные документы, неоплаченные в срок". Оплата производится по мере поступления денежных средств в очередности, установленной законом.
Согласно ст. 865 ГК РФ банк, принявший платежное поручение плательщика, обязан перечислить соответствующую денежную сумму банку получателя средств для ее зачисления на счет лица, указанного в поручении, в срок, установленный п. 1 ст. 863 ГК РФ.
Банк вправе привлекать другие банки для выполнения операций по перечислению денежных средств на счет, указанный в поручении клиента. В обязанности банка входит незамедлительно информировать плательщика по его требованию об исполнении поручения.
В статье 866 ГК РФ предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение поручения. Так, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поручения клиента банк несет ответственность по основаниям и в размерах, предусмотренных гл. 25 ГК РФ.
В статье 395 ГК РФ предусмотрена ответственность за неисполнение денежного обязательства:
- за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица. На сумму этих средств подлежат уплате проценты. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, - в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором (п. 1);
- если убытки, причиненные кредитору неправомерным пользованием его денежными средствами, превышают сумму процентов, причитающуюся ему на основании п. 1, он вправе требовать от должника возмещения убытков в части, превышающей эту сумму (п. 2).
Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты их суммы кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок (п. 3).
Аккредитивная форма расчетов
Аккредитив - это условное денежное обязательство, принимаемое банком-эмитентом по поручению плательщика (покупателя), произвести платеж в пользу получателя денежных средств (поставщика) или предоставить полномочия другому банку произвести такой платеж. При этом поставщик обязан предъявить документы, соответствующие условиям аккредитива. Аккредитив всегда открывается в пользу получателя денежных средств - поставщика.
Банк, открывающий аккредитив по поручению своего клиента, называется банком-эмитентом.
Лицо, в чью пользу открывается аккредитив (получатель денежных средств), называется бенефициаром.
Банк, который непосредственно будет производить платеж, называется исполняющим банком. В качестве исполняющего может выступать банк-эмитент, банк получателя средств или иной банк.
Согласно Положению N 2-П банками могут открываться следующие виды аккредитивов:
- покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);
- отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными).
При открытии покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива.
При открытии непокрытого (гарантированного) аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета банка-эмитента в пределах суммы аккредитива либо указывает в аккредитиве иной способ возмещения исполняющему банку сумм, выплаченных по аккредитиву в соответствии с его условиями.
Порядок списания денежных средств с корреспондентского счета банка-эмитента по непокрытому (гарантированному) аккредитиву определяется соглашением между банками. Порядок возмещения денежных средств по непокрытому (гарантированному) аккредитиву плательщиком банку-эмитенту определяется в договоре между ними.
Отзывной аккредитив может быть изменен или отменен банком-эмитентом. В случае изменения условий или отмены отзывного аккредитива банк-эмитент обязан направить соответствующее уведомление получателю средств не позже рабочего дня, следующего за днем изменения условий или отмены аккредитива.
Безотзывной аккредитив может быть изменен или отменен только при получении исполняющим банком согласия получателя средств. Частичное принятие изменений условий безотзывного аккредитива получателем средств не допускается.
По просьбе банка-эмитента безотзывный аккредитив может быть подтвержден. Исполняющий банк принимает на себя обязательство (в дополнение к обязательству банка-эмитента) произвести платеж получателю средств по представлении им документов, соответствующих условиям аккредитива (подтвержденный аккредитив). Банк-эмитент сообщает получателю средств об открытии аккредитива и его условиях через исполняющий банк.
Платеж по аккредитиву производится только в безналичном порядке.
Размер и порядок оплаты услуг банков при расчетах по аккредитивам регулируются условиями договоров, заключаемых с клиентами, и соглашениями между банками, участвующими в расчетах по аккредитивам.
Рассмотрим подробно порядок работы с аккредитивами в банке-эмитенте и исполняющем банке.
При расчетах по аккредитиву плательщик представляет в банк-эмитент два экземпляра заявления на открытие аккредитива, в котором поручает банку-эмитенту открыть аккредитив. Форму заявления банк-эмитент разрабатывает самостоятельно. В заявлении указываются следующие сведения:
- номер договора, по которому открыт аккредитив;
- наименование банка-эмитента;
- наименование банка - получателя средств;
- наименование исполняющего банка;
- вид аккредитива (отзывной или безотзывной);
- срок действия аккредитива;
- место исполнения аккредитива;
- сумма аккредитива;
- условие оплаты аккредитива;
- перечень и характеристика документов, представляемых получателем средств, и требования к оформлению указанных документов;
- дата закрытия аккредитива, период представления документов;
- наименование товаров (работ, услуг), для оплаты которых открывается аккредитив, срок отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), грузоотправитель, грузополучатель, место назначения груза.
На основании заявления на открытие аккредитива банк-эмитент составляет аккредитив на бланке формы N 0401063 (приложение 5 к Положению N 2-П).
В случае изменения условий или отмены аккредитива плательщиком представляется в банк-эмитент соответствующее распоряжение. В соответствии с указанным распоряжением банк-эмитент направляет в исполняющий банк сообщение об изменении условий или отмене аккредитива. Получив от исполняющего банка документы по аккредитиву, банк-эмитент проверяет их на соответствие условиям аккредитива в течение семи рабочих дней со дня получения документов.
Если документы составлены с нарушениями, банк-эмитент вправе отказать в их принятии либо предварительно запросить плательщика о возможности принятия указанных документов. При отказе в принятии указанных документов банк-эмитент обязан уведомить об этом банк, от которого получены документы, или получателя средств, указав в уведомлении на расхождения, являющиеся причиной отказа.
Исполняющий банк должен сообщить получателю средств о поступлении аккредитива не позже рабочего дня, следующего за днем поступления аккредитива от банка-эмитента. Если указанные в аккредитиве реквизиты вызывают сомнения, исполняющий банк вправе направить запрос в произвольной форме в банк-эмитент. Уточнение реквизитов в аккредитиве производится в пределах срока действия аккредитива. Исполняющий банк может предварительно уведомить получателя средств или банк, обслуживающий получателя средств, об открытии аккредитива в пользу получателя средств.
Для получения денежных средств по аккредитиву их получатель представляет в исполняющий банк четыре экземпляра реестра счетов формы N 0401065 (приложение 21 к Положению N 2-П) и предусмотренные условиями аккредитива документы. Эти документы должны быть представлены в указанный в аккредитиве период, но в пределах срока его действия.
Исполняющий банк также проверяет представленные документы на их соответствие условиям аккредитива. Проверка производится по внешним признакам. Срок проверки документов не должен превышать семи рабочих дней, следующих за днем получения документов, если иное не предусмотрено соглашением между банком-эмитентом и исполняющим банком.
Если не обнаружены никакие неточности в оформлении документов и реестра счетов, исполняющий банк производит платеж по аккредитиву.
При установлении несоответствия указанных документов по внешним признакам условиям аккредитива исполняющий банк вправе отказать в их принятии, незамедлительно уведомив об этом получателя средств и банк-эмитент и указав на расхождения.
Получатель средств вправе повторно представить документы, предусмотренные аккредитивом, до истечения срока его действия.
Закрытие аккредитива в исполняющем банке производится:
- по истечении срока действия аккредитива (в сумме аккредитива или его остатка);
- при отказе получателем средств от использования аккредитива (в полной сумме или в ее части) до истечения срока его действия, если это допускается условиями аккредитива, путем направления заявления о закрытии аккредитива исполняющему банку. Условиями аккредитива может быть предусмотрено получение согласия плательщика и (или) банка-эмитента на отказ от использования аккредитива получателем средств. Отказ от использования подтвержденного аккредитива возможен с согласия подтверждающего банка;
- при отзыве аккредитива (в полной сумме или в ее части) банком-эмитентом, в том числе по требованию плательщика либо после получения согласия получателя средств по безотзывному аккредитиву.
Расчеты чеками
Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.
Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми оно вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем - юридическое лицо, в пользу которого выдан чек.
Плательщиком по чеку является банк, где находятся денежные средства чекодателя.
Порядок и условия использования чеков в платежном обороте регулируются частью второй ГК РФ, а в части, им не урегулированной, - другими законами и устанавливаемыми в соответствии с ними банковскими правилами.
Чекодатель не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для его предъявления к оплате.
Представление чека в банк, обслуживающий чекодержателя, для получения платежа считается предъявлением чека к оплате.
Плательщик по чеку обязан удостовериться всеми доступными ему способами в его подлинности.
Порядок возмещения убытков, возникших вследствие оплаты плательщиком подложного, похищенного или утраченного чека, регулируется законодательством. Согласно п. 4 ст. 879 ГК РФ указанные убытки возлагаются на плательщика или чекодателя в зависимости от того, по чьей вине они были причинены.
Бланки чеков являются бланками строгой отчетности и учитываются в банках на внебалансовом счете 91207 "Бланки строгой отчетности".
Для осуществления безналичных расчетов могут применяться чеки, выпускаемые кредитными организациями. Эти чеки могут использоваться клиентами кредитной организации, а также в межбанковских расчетах при наличии корреспондентских отношений.
Чеки, выпускаемые кредитными организациями, не применяются для расчетов через подразделения расчетной сети Банка России.
Чек должен содержать все обязательные реквизиты, установленные частью второй ГК РФ, а также дополнительные реквизиты, определяемые спецификой банковской деятельности и налоговым законодательством. Форма чека определяется кредитной организацией самостоятельно.
Так, согласно ст. 878 ГК РФ, обязательными реквизитами чека являются:
- наименование "чек", включенное в текст документа;
- поручение плательщику выплатить определенную денежную сумму;
- наименование плательщика и указание счета, с которого должен быть произведен платеж;
- указание валюты платежа;
- указание даты и места составления чека;
- подпись лица, выписавшего чек, - чекодателя.
Отсутствие в документе какого-либо из указанных реквизитов лишает его силы чека.
Чек, не содержащий указание места его составления, рассматривается как подписанный в месте нахождения чекодателя. Указание о процентах считается ненаписанным.
Чеки, выпускаемые кредитными организациями, могут применяться в межбанковских расчетах на основании договоров, заключаемых с клиентами, и межбанковских соглашений о расчетах чеками в соответствии с внутрибанковскими правилами проведения операций с чеками. Эти правила разрабатываются кредитными организациями и определяют порядок и условия использования чеков.
В хозяйственной практике форма расчетов чеками за поставленные товары (работы, услуги) применяется крайне редко. Однако при направлении работника в заграничную командировку используются чеки, которые называются дорожными. Это платежный документ в иностранной валюте с указанным на нем номиналом. Как правило, чеки выдаются в виде чековой книжки.
Для приобретения дорожных чеков организация подает в уполномоченный банк соответствующую заявку.
Приобретение дорожных чеков осуществляется за счет средств текущего валютного счета организации. Дорожные чеки выдаются уполномоченным банком сотруднику организации не ранее чем за 10 рабочих дней до даты отъезда. Получающий чековую книжку обязан собственноручно подписать каждый чек. Вместе с чеками выдается справка на имя сотрудника, выезжающего в командировку, которая является основанием для вывоза наличной валюты и чеков.
После этого чеки и справка передаются в кассу организации, где они должны быть оприходованы, и только после этого выдаются сотруднику, отъезжающему в командировку.
Учет дорожных чеков осуществляется на специальном субсчете 50/3 "Денежные документы". К этому субсчету должны быть открыты субсчета второго порядка, например:
- 50/3/1 "Денежные документы в евро";
- 50/3/2 "Денежные документы в долларах США": Д-т 50/3/1, 50/3/2 К-т 52 "Текущий валютный счет" - отражено оприходование дорожных чеков по номинальной стоимости по официальному курсу Банка России на дату совершения операции.
Согласно п. 7 ПБУ 3/2006 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте", утвержденного приказом Минфина России от 26.11.2007 N 154н, дорожные чеки необходимо переоценивать на дату совершения хозяйственной операции, а также на отчетную дату. При изменении курса иностранной валюты за время нахождения дорожных чеков в кассе организации образуется курсовая разница, которая в учете отражается следующим образом:
Д-т 50/3/1, 50/3/2 К-т 91/1 - отражена положительная курсовая разница;
Д-т 91/2 К-т 50/3/1, 50/3/2 - отражена отрицательная курсовая разница.
Если при продаже дорожных чеков банк взимает комиссионное вознаграждение, его следует отразить в учете как прочие расходы:
Д-т 91/2 К-т 51, 52 - отражена оплата услуг банка по продаже дорожных чеков;
Д-т 71 К-т 50/3/1, 50/3/2 - отражена выдача дорожных чеков под отчет.
В налоговом учете курсовые разницы признаются внереализационными доходами и расходами (п. 11 ст. 250, подп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ). Комиссионное вознаграждение банка при налогообложении прибыли учитывается в составе внереализационных расходов (подп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ).
По возвращении из командировки сотрудник в течение трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня выхода на работу обязан представить в бухгалтерию авансовый отчет, к которому прикладываются документы, подтверждающие понесенные расходы. Неиспользованная валюта и дорожные чеки возвращаются в кассу организации, после чего валютные ценности сдаются в уполномоченный банк.
Банк покупает у организации неиспользованные дорожные чеки и зачисляет выручку от продажи на текущий валютный счет.
Расчеты платежными требованиями и инкассовыми поручениями
Получатель средств (взыскатель) предъявляет платежные требования и инкассовые поручения к счету плательщика путем их передачи в свой обслуживающий банк по реестру.
Платежное требование является расчетным документом, содержащим требование получателя средств, предъявляемое на основании договора с плательщиком, об осуществлении банком списания денежных средств с банковского счета плательщика с его согласия (акцепта плательщика). Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором.
Инкассовое поручение - расчетный документ, на основании которого осуществляется списание денежных средств со счетов плательщиков:
- в случаях взыскания денежных средств в соответствии с законодательством, в т.ч. для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;
- для взыскания по исполнительным документам;
- в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика.
При поступлении платежных требований и инкассовых поручений в банк банковский работник осуществляет их проверку. После проверки правильности заполнения на всех экземплярах принятых расчетных документов проставляется штамп банка получателя средств, дата приема и подпись ответственного исполнителя.
Непринятые документы вычеркиваются из реестра и возвращаются получателю средств (взыскателю), количество и сумма расчетных документов в реестре исправляются. Оба экземпляра реестра и исправления в них заверяются подписью ответственного исполнителя банка получателя средств.
Последние экземпляры расчетных документов вместе со вторым экземпляром реестра возвращаются получателю средств (взыскателю) в качестве подтверждения приема документов.
Первые экземпляры реестров остаются в банке получателя средств, подшиваются в отдельную папку, используются в качестве журнала регистрации принятых расчетных документов и хранятся в этом банке в соответствии с установленными сроками хранения документов.
Банк получателя средств, принявший расчетные документы, принимает на себя обязательство доставить их по назначению. Данное обязательство, а также порядок и сроки возмещения затрат по доставке расчетных документов отражаются в договоре банковского счета с клиентом. Учреждения и подразделения расчетной сети Банка России осуществляют экспедирование расчетных документов самих кредитных организаций и других своих клиентов в порядке, предусмотренном нормативными актами Банка России. Кредитные организации (филиалы) организуют доставку расчетных документов своих клиентов самостоятельно.
При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика и при отсутствии в договоре банковского счета условия об оплате расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств платежные требования, акцептованные плательщиком, и инкассовые поручения (с приложенными в установленных законодательством случаях исполнительными документами) помещаются в картотеку.
Банк плательщика обязан известить банк получателя средств о помещении расчетных документов в картотеку. Извещение направляется банком плательщика банку получателя средств не позже рабочего дня, следующего за днем помещения расчетных документов в картотеку. На оборотной стороне первого экземпляра расчетного документа делается отметка о дате направления извещения, проставляется штамп банка и подпись ответственного исполнителя.
Банк получателя средств доводит извещение о постановке в картотеку до клиента по получении извещения от банка плательщика.
Оплата расчетных документов производится по мере поступления денежных средств на счет плательщика в очередности, установленной законодательством. Допускается частичная оплата платежных требований, инкассовых поручений, находящихся в картотеке.
Расчеты посредством платежных требований осуществляются только с заранее данным акцептом плательщика. Платежное требование составляется на бланке формы N 0401061. В нем дополнительно указываются:
- условие оплаты;
- срок для акцепта;
- дата отсылки (вручения) плательщику предусмотренных договором документов в случае, если эти документы были отосланы (вручены) им плательщику;
- наименование товара (выполненных работ, оказанных услуг), номер и дата договора, номера документов, подтверждающих поставку товара (выполнение работ, оказание услуг), дата поставки товара (выполнения работ, оказания услуг), способ поставки и другие реквизиты - в поле "Назначение платежа".
Срок для акцепта платежных требований определяется сторонами по основному договору.
При оформлении платежного требования кредитор (получатель средств) по основному договору в поле "Срок для акцепта" указывает количество дней, установленных договором для акцепта платежного требования. При отсутствии такого указания сроком для акцепта считается пять рабочих дней.
На всех экземплярах принятых банком плательщика платежных требований ответственный исполнитель банка в поле "Окончание срока акцепта" проставляет дату, по наступлении которой истекает срок акцепта платежного требования.
При исчислении даты в расчет принимаются рабочие дни. День поступления в банк платежного требования в расчет указанной даты не включается.
Последний экземпляр платежного требования используется для извещения плательщика о поступлении платежного требования. Указанный экземпляр расчетного документа передается плательщику для акцепта не позже следующего рабочего дня со дня поступления в банк платежного требования.
До получения акцепта плательщика (отказа от акцепта - полного или частичного) либо истечения его срока платежные требования помещаются банком плательщика в картотеку расчетных документов, ожидающих акцепта для оплаты.
Плательщик в течение срока, установленного для акцепта, представляет в банк соответствующий документ об акцепте платежного требования либо отказе полностью или частично от его акцепта по форме N 0401004. При отказе от акцепта платежных требований необходимо указать основания со ссылкой на соответствующие пункты основного договора.
При акцепте платежных требований заявление составляется в двух экземплярах, первый из которых оформляется подписями должностных лиц, имеющих право подписи расчетных документов, и оттиском печати плательщика.
При полном или частичном отказе от акцепта заявление составляется в трех экземплярах. Первый и второй экземпляры заявления оформляются подписями должностных лиц, имеющих право подписи расчетных документов, и оттиском печати плательщика.
Акцептованное платежное требование не позже рабочего дня, следующего за днем приема заявления, списывается мемориальным ордером с внебалансового счета учета сумм расчетных документов, ожидающих акцепта для оплаты, и оплачивается со счета плательщика. Экземпляр заявления вместе с первым экземпляром платежного требования помещаются в документы дня в качестве основания списания денежных средств со счета клиента.
При полном отказе от акцепта платежное требование списывается мемориальным ордером с внебалансового счета учета сумм расчетных документов, ожидающих акцепта для оплаты, и не позже рабочего дня, следующего за днем приема заявления, подлежит возврату в банк получателя средств вместе с экземпляром заявления для возврата получателю средств.
При частичном отказе от акцепта платежное требование не позже рабочего дня, следующего за днем приема заявления, списывается в полной сумме мемориальным ордером с внебалансового счета учета сумм расчетных документов, ожидающих акцепта для оплаты, и оплачивается в сумме, акцептованной плательщиком.
При неполучении в установленный срок заявления об акцепте, отказе от акцепта платежное требование на следующий рабочий день после истечения срока акцепта списывается мемориальным ордером с внебалансового счета учета сумм расчетных документов, ожидающих акцепта для оплаты, и возвращается в банк получателя средств.
Инкассовое поручение составляется на бланке формы N 0401071.
При взыскании денежных средств со счетов в случаях, установленных законом, в инкассовом поручении в поле "Назначение платежа" должна быть сделана ссылка на закон (с указанием его номера, даты принятия и соответствующей статьи).
При взыскании денежных средств на основании исполнительных документов инкассовое поручение должно содержать ссылку на дату выдачи исполнительного документа, его номер, номер дела, по которому принято решение, подлежащее принудительному исполнению, а также наименование органа, вынесшего такое решение.
В случае взыскания исполнительского сбора судебным приставом-исполнителем инкассовое поручение должно содержать указание на взыскание исполнительского сбора, а также ссылку на дату и номер исполнительного документа судебного пристава-исполнителя.
Инкассовые поручения на взыскание денежных средств со счетов, выставленные на основании исполнительных документов, принимаются банком взыскателя с приложением подлинника исполнительного документа либо его дубликата. При этом банки не принимают к исполнению инкассовые поручения на списание денежных средств, если прилагаемый к инкассовому поручению исполнительный документ предъявлен по истечении срока, установленного законодательством.
Банки, обслуживающие должников (банки плательщиков), исполняют поступившие инкассовые поручения с приложенными исполнительными документами.
При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете должника на исполнительном документе делается отметка о полном или частичном неисполнении указанных в нем требований в связи с отсутствием на счете должника денежных средств. Такое инкассовое поручение с приложенным исполнительным документом помещается в картотеку и исполняется по мере поступления денежных средств в очередности, установленной законодательством.
Списание денежных средств в случаях, предусмотренных основным договором, осуществляется банком при наличии*(2):
- в договоре банковского счета условия о списании денежных средств
или
- дополнительного соглашения к договору банковского счета, содержащего соответствующее условие.
При этом плательщик обязан предоставить в обслуживающий банк сведения:
- о кредиторе (получателе средств), имеющем право выставлять инкассовые поручения на списание денежных средств;
- об обязательстве, по которому будут осуществляться платежи;
- об основном договоре (дата, номер и соответствующий пункт, предусматривающий право списания).
Инкассовое поручение должно содержать ссылку на дату, номер основного договора и соответствующий его пункт, предусматривающий право списания. Банки не рассматривают по существу возражения плательщиков против списания денежных средств с их счетов на основании инкассовых поручений.
Банки приостанавливают списание денежных средств в следующих случаях:
- по решению органа, осуществляющего контрольные функции в соответствии с законодательством, о приостановлении взыскания;
- при наличии судебного акта о приостановлении взыскания;
- по иным основаниям, предусмотренным законодательством.
Исполнительный документ, взыскание денежных средств по которому не производилось (за исключением случаев прекращения исполнительного производства) или произведено частично, возвращается вместе с инкассовым поручением банком плательщика банку получателя средств для передачи взыскателю лично под расписку в получении или заказной почтой с уведомлением. Банк плательщика делает на исполнительном документе отметку о дате возврата исполнительного документа с указанием взысканной суммы, если имела место его частичная оплата.
Исполнительный документ, взыскание денежных средств по которому произведено или прекращено в соответствии с законодательством, возвращается банком плательщика заказной почтой с уведомлением в суд или другой орган, выдавший его. Банк плательщика делает на исполнительном документе отметку о дате его исполнения с указанием взысканной суммы или дате возврата с указанием основания прекращения взыскания (номер и дата заявления взыскателя, определения суда (арбитражного суда) или иного документа) и взысканной суммы, если имела место частичная оплата.
О. Агабекян,
к.э.н., профессор кафедры бухгалтерского учета и аудита
Академии труда и социальных отношений, г. Москва
К. Макарова,
к.э.н., профессор кафедры бухгалтерского учета и аудита
Академии труда и социальных отношений, г. Москва
"Налоговый вестник", N 6, июнь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Принят Постановлением Госстандарта России от 31.07.1995 N 413.
*(2) Отсутствие условия о списании денежных средств в договоре банковского счета либо дополнительного соглашения к договору банковского счета, а также отсутствие сведений о кредиторе (получателе средств) и иных вышеуказанных сведений является основанием для отказа банком в оплате инкассового поручения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1